ИП без кассового аппарата: на каких системах налогообложения может работать? Готовое решение: кто должен применять ккт и в каких случаях можно работать без нее Кто может работать без ккм

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

О новом порядке применения ККТ. А кто может работать без онлайн-кассы? Расскажем в нашем материале о том, кому можно не применять онлайн-кассы.

Кто полностью освобожден от онлайн-касс

Федеральным законом «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ определен перечень лиц, кто освобождается от онлайн-касс на постоянной основе, а Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ установлено, для кого освобождение от онлайн-касс носит временный характер.

Представим перечень лиц, кто вправе не применять онлайн-кассы и для кого это право временными рамками не ограничено.

Кто может не ставить онлайн-кассы При каком условии
Организации и ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения при осуществлении отдельных видов деятельности и при оказании некоторых услуг (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). К примеру, продажа газет и журналов при определенных условиях, торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, торговля из автоцистерн квасом, молоком, сезонная торговля вразвал овощами, прием от населения стеклопосуды и утильсырья, ремонт и окраска обуви, изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей, сдача ИП в аренду жилых помещений, принадлежащих этому ИП на праве собственности Если такие организации и ИП:
Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ)
Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Если такие организации и ИП:
— выдают покупателю по его требованию документ, подтверждающий факт осуществления расчета и содержащий наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ , и подписанный лицом, выдавшим такой документ;
— не используют автоматические устройства для расчетов;
— не торгуют подакцизными товарами
Организации и ИП, оказывающие услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также реализующие предметы религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Дополнительные условия не предусмотрены
Организации или ИП, осуществляющие расчеты между собой с использованием электронного средства платежа без его предъявления (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ)
Организации и ИП, расположенные в отдельных населенных пунктах, численность населения которых составляет не более 10 тыс. человек. Перечень таких населенных пунктов утверждается органом государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Применение ККТ в автономном режиме без передачи онлайн-данных в налоговую инспекцию

Онлайн-кассы: кто может не применять до 01.07.2018

Выше в таблице мы привели перечень лиц, кто освобожден от применения онлайн-касс полностью, а также условия, при которых такое освобождение предоставляется.

Но существуют и иные организации и ИП с точки зрения перехода к онлайн-кассам, кому не надо использовать новые ККТ до определенного времени.

Приведем перечень лиц, кому не надо применять онлайн-кассы до 01.07.2018. Хотя правильнее здесь говорить о праве не использовать новые кассовые аппараты. Ведь если организация или ИП захотят перейти на онлайн-кассы ранее указанной даты, они могут сделать это в любое время.

Физическое лицо при статуса индивидуальный предприниматель (ИП) помимо сбора документации должно решить, может ли оно работать без кассы. Правила применения кассового аппарата регламентируются Законом № 54-ФЗ . О том, когда возможна деятельность ИП без кассового аппарата и какие поправки в федеральный закон внес президент в 2016 году, подробнее узнаете в нашей статье.

Когда касса не нужна

Работать без кассового аппарата разрешено индивидуальным предпринимателям, выбравшим особые системы налогообложения:

  • (единый налог на вмененный доход).
  • (патент).
  • (упрощенная система) – есть некоторые исключения, которые рассмотрим ниже.

Работать без кассового аппарата разрешено индивидуальным предпринимателям, выбравшим особые системы налогообложения.

Льготы, установленные законодательством, дают право ИП самостоятельно решать, работать без кассы или все же потратить время и деньги на ее оформление. Впрочем, это не значит, что без кассы прием средств у покупателя за товар или услугу не имеет контроля. ИП вправе выбрать один из других вариантов оформления денежных отношений с клиентами:

  • Кассовый чек.
  • Бланк строгой отчетности (БСО).
  • Квитанция.
  • Накладная.

Бумажный документ, оформленный по всем правилам, выдается по требованию покупателя. Несмотря на это, многие предприниматели используют свои бланки, что позволяет контролировать передвижение товара. Если покупатель обращается по вопросам возврата или гарантии с чеком, проблем в установлении факта покупки не возникает.

Чтобы облегчить работу продавцам и вести контроль над их работой, некоторые ИП предпочитают ставить ККМ (контрольно-кассовую машину) в своих торговых точках. Современное программное обеспечение в сфере торговли позволяет избежать лишних затрат на и обслуживание кассы.

Можно установить специальную программу для розничной торговли на компьютер и полностью автоматизировать работу точки. Это дешевле, к тому же программа самостоятельно списывает товар из складских остатков и распечатывает чек для покупателя.

Специфика использования кассы на УСН

Индивидуальный предприниматель, выбравший при регистрации ЕНВД или ПСН, может работать без кассового аппарата, если для этого есть основания. Таковыми могут быть направления бизнеса, полностью или большей частью связанные с наличным расчетом: как правило, это розничная торговля и оказание услуг. Именно эти условия диктуют необходимость применения ККМ или отказа от нее.

Если с физическими лицами при наличном расчете можно использовать любые бланки (БСО, товарный чек, квитанцию), юридическому лицу при оплате товара или услуги наличными необходимо выдать кассовый чек. Работая в режиме b2b, предприниматель обязательно должен установить кассу.

Для ИП на УСН есть определенные виды деятельности, которые также не требуют применения ККМ:

  • Палаточная торговля от фруктов и овощей до различных сувениров, книг, промышленных товаров.
  • Сфера питания школьников, студентов, преподавателей.
  • Продажа мороженого, разливных напитков на улице, в палатках.
  • Прием стеклотары и другого сырья.

Полный перечень может меняться в соответствии с региональными особенностями, поэтому уточняйте этот момент в налоговой.

Изменения в правилах применения кассы ИП

Поправки к Закону № 54 были подписаны президентом в июле 2016 года. Разработка проекта по модернизации деятельности ИП и отчетности в ФНС велась давно. Программа запущена в 2017 году.

Правительство решило упростить регистрацию контрольно-кассовой техники (ККТ), чтобы предприниматель не терял времени на эту процедуру. Вся работа переводится в электронный вариант. Отчет о каждой продаже через оператора будет передаваться в электронном виде в ФНС.

Также предусмотрен вариант отправки дубликата чека по требованию покупателя на его электронный адрес. Распечатать такой чек не составит труда, что позволит упростить процедуру обращения по гарантии или возврату, если утерян чек.

Есть предположения (не имеющие подтверждений до выхода новой версии закона), что в связи с упрощением процедуры регистрации индивидуальные предприниматели лишатся права самостоятельно выбирать, нужен ИП кассовый аппарат или нет.

Новые требования к кассовым аппаратам

Особенность современного ККТ в необходимости подключения к интернету и автоматической записи информации без возможности ее коррекции владельцем. Вместо электронной ленты оборудование будет оснащаться специальным накопителем, информация с которого будет поступать напрямую в ФНС. При отсутствии такого отчета налоговая инспекция может в короткие сроки назначить внеплановую проверку деятельности ИП.

В идеале предприниматель приобретет более простую отчетность, а налоговые органы добьются большей прозрачности предпринимательской деятельности. Правда, сроки введения новых кассовых аппаратов пока неизвестны. Они находятся в стадии разработки и тестирования.

Сроки введения новых кассовых аппаратов пока неизвестны.

Подведем итог

Таким образом, сегодня ИП, находящийся на льготном налогообложении, может самостоятельно выбрать ККТ или специальные бланки, заменяющие кассовый чек.

Ответ на вопрос, можно ли ИП работать без кассового аппарата, зависит от нескольких факторов. Самые значимые из них – форма налогообложения и специфика сферы деятельности предпринимателя.

Пока в силу не вступили изменения в закон о применении ККТ, предприниматель может действовать на прежних условиях. Принять правильное решение потребуется, когда новая редакция ФЗ № 54 обяжет ИП устанавливать модернизированную систему ККМ.

О том, может ли ООО работать без кассового аппарата, и в каких случаях это допустимо, рассмотрим ниже. Стоит отметить, что новый закон, касающийся онлайн-касс, начал действовать летом 2016 года (ФЗ №290). С 3 июля прошлого года многие ООО и ИП должны осуществить переход на кассовые аппараты нового типа.

Переходный период, когда можно работать без передачи данных онлайн, закончился 1 февраля 2017-го, а уже с начала июля 2017 года все компании и предприниматели должны зарегистрировать только онлайн-кассы. Перерегистрировать или снимать с учета старые ККТ запрещено.

Стоит ли покупать кассовый аппарат ООО?

Если исходить из ФЗ №54, все субъекты предпринимательской деятельности, которые в своей работе производят расчеты с применением наличных средств или позволяющие производить оплату с помощью банковской карты, должны иметь кассовую машину. С другой стороны, в законе прописаны исключения, когда ООО вправе работать без ККМ. К таким случаям можно отнести:

  • Организации, которые оказывают услуги вне зависимости от системы выплаты налогов, вправе не применять ККТ, если при осуществлении сделки клиенту передается БСО. К категории таких документов можно отнести кассовый чек, транспортный билет, талоны, абонементы, а также различные типы путевок (экскурсионные, туристические).

Стоит отметить, что с начала июля 2018 года организации (ООО) и ИП обязаны перейти к применению бланков строгой отчетности в электронном виде. Чтобы решить подобную задачу, придется купить специальную технику, а именно ККТ, необходимую для создания бланков БСО, а также их последующей распечатки. Новые бланки должны передаваться в ФНС в электронной форме, а также на e-mail покупателя.

  • Компания или ИП, которая работает на ЕНВД или ПСН (для ИП) может не применять кассовый аппарат в своей деятельности. Но при наличии соответствующего требования со стороны клиента, они должны предоставлять чек или другой документ. Последний должен подтверждать прием наличных средств.

В такой квитанции (чеке) должно содержаться название бумаги, номер по порядку, «имя» компании, ИНН, наименование и число приобретенной продукции. Здесь же должна указываться сумма оплаты, а также ФИО сотрудника, выдавшего бумагу.

  • Организации и ИП, которые работают на любой форме выплаты налогов, вправе не использовать ККМ при ведении определенных видов деятельности. К этой категории можно отнести реализацию газет и журналов, лотерейных билетов и ценных бумаг, талонов и проездных документов для общественного транспорта. Сюда же стоит отнести торговлю на ярмарках и рынках, мелкорозничный сбыт, прием от населения посуды и другие.

Кроме того, установка ККТ не обязательна, если компания работает в труднодоступном регионе, или относятся к категории аптечных организаций.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Какие требования предъявляются к ККТ?

Чтобы поставить кассовую машину на учет, а в дальнейшем применять ее в работе, компании необходимо задействовать только те модели, которые отражены в государственном реестре. Чтобы определить, имеется ли модель в перечне или нет, достаточно заглянуть в реестр или поверить при покупке кассовой машины наличие сверху специальной бирки с надписью «Государственный реестр» и указанием требуемого года.

Чтобы ККТ могла быть включена в госреестр, она должна соответствовать ряду требований. Вот только некоторые из них:

  • Возможность фиксации информации в памяти устройства, на ленте и чеке с учетом параметров и технических характеристик.
  • Обеспечение печати кассовых документов, а также возможность долговременного хранения данных.
  • Наличие опции, позволяющей эксплуатировать аппарат в фискальном режиме.
  • Исправность и обеспечение технической поддержкой со стороны поставщика.
  • Наличие паспорта установленного типа, а также идентификационного знака.
  • Прочие требования (наличие часов, корпуса, накопителя памяти и других опций).

В госреестре, кроме списка допущенных моделей, содержатся данные по реквизитам, требующим отражение в чеке ККТ. Список необходимых реквизитов может различаться в зависимости от вида деятельности ООО. Следовательно, при выборе кассовой машины стоит брать во внимание, в какой сфере она будет применяться. Это может быть торговля, реализация билетов или оказание услуг людям.

Многие руководители путают ККТ с ЧПМ (машинками для печати чеков). В них не предусмотрен блок памяти, поэтому отнести такие устройства к категории контрольно-кассовой техники и, соответственно, поставить на учет не получится.

Как зарегистрировать ККМ в налоговой?

Как только ООО покупает кассовую машину, и заключает договор с ЦТО, технику необходимо поставить на учет в налоговой службе. Если речь идет об ИП, сделать это можно по месту проживания, а вот в случае с ООО — по юридическому адресу основного офиса. Но здесь имеется оговорка.

Если ККМ планируется применять по другому адресу, придется создавать обособленный филиал, и уже по месту его нахождения ставить контрольно-кассовую машину на учет. В ситуации, когда компания имеет несколько отделений, которые отчитываются различным ФНС, расположенным в одном муниципальном секторе, регистрация всех ККМ может производиться в одной налоговой инспекции.

Чтобы зарегистрироватьККМ, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Передача необходимых бумаг. К основным документам стоит отнести паспорт ККТ, заявление, а также договор с ЦТО. Могут потребоваться и дополнительные бумаги — квитанция о покупке устройства, паспорт, учредительные и прочие документы.
  2. Осмотр кассовой машины. Аппарат можно привозить лично или будет осуществлен выезд работника ФНС на объект. Работа должна производиться в присутствии человека, который подавал заявление. Главное внимание уделяется целостности кожуха ККМ, а также наличию соответствующего значка.
  3. Фиксализация и последний этап регистрации. Как только осмотр произведен, а работник ФНС не выявил замечаний, вводится специальный пароль, который защищает память от постороннего проникновения. Далее печатается пробный чек и проверяется наличие всех параметров. В завершение делается отметка в паспорте ККТ, выдается карточка с подтверждением регистрации, а также передаются бумаги, которые прилагались к заявлению на регистрацию.

Переход на передачу данных через Интернет

Как отмечалось выше, до начала июля 2017 года (по закону ФЗ №290) все предприниматели должны осуществить переход на онлайн-кассы. Главной целью нововведения является уменьшение случаев сокрытия наличных, а также повышение объема налоговых поступлений

Инициаторы нововведения уверяют, что процесс применения ККТ теперь упрощается, ведь регистрация проходит в электронном виде, нет необходимости в ежегодной перерегистрации, отменяется обязательное ТО, а также уменьшается число выездных проверок.

Вывод

С учетом сказанного, делаем окончательные выводы:

  • Если ООО работает на УСН, ОСНО или ЕСХН, установка ККТ является обязательной. Если указываются услуги населению, возможна выдача БСО.
  • Если ООО работает на ПСН или ЕНВД, применение ККТ не является обязательным условием. Но продавец обязан предоставить покупателю квитанцию или товарный чек. Кроме того, если оказываются услуги населению, требуется выдача БСО.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54 — ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» регулирует использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности.

В 2016 году был принят 290 Федеральный закон, который определил новые правила для использования кассовых аппаратов. Основное изменение - это формат собственно самого кассового аппарата. Начался переход на использование в расчетах так называемых онлайн-касс. Уже с 2017 года кассовые аппараты для ИП начали регистрироваться и использоваться в соответствии с этими правилами в онлайн-режиме. Впрочем, здесь по-прежнему остаются некоторые исключения.

В соответствии с данным законом, ИП и ООО обязаны применять ККТ (контрольно-кассовую технику) при осуществлении расчетов наличными деньгами или при приеме банковских карт. Однако кассовый аппарат для ИП и ООО обязателен не во всех случаях.

В нашей сегодняшней публикации мы выясним, нужен ли кассовый аппарат для ИП в 2018 году, какие требования предъявляются к этой технике, где ее купить и как зарегистрировать, может ли ООО работать без кассового аппарата.

Кто может не применять ККТ в 2018 году?

Нужно отметить, что в некоторых ситуациях организации и индивидуальные предприниматели вправе не использовать кассовый аппарат. ИП и организации, которые применяют ЕНВД и ИП, применяющие ПСН , могут не использовать ККТ до 1 июля 2019 года, за исключением применения определенных видов деятельности.

При этом покупатель имеет право потребовать документ, который подтверждает прием денежных средств (например, квитанция или чек). Документ должен обязательно содержать такие данные:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа;
  • дата выдачи документа;
  • наименование ООО (или ФИО ИП);
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование приобретенного товара (работ, услуг) и его количество;
  • сумма оплаты (в рублях);
  • фамилия, инициалы, должность и подпись лица, выдавшего документ.

Обратите внимание, что вне зависимости от применяемой системы налогообложения, ИП и ООО, оказывающие услуги населению, могут не применять кассовый аппарат, если они выдают клиентам БСО (бланки строгой отчетности). К БСО относятся абонементы, талоны, транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, путевки и прочее. Такое положение будет актуально до 1 июля 2019 года.

Напомним, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 регулируется порядок оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения БСО. Детальнее про БСО для ООО можно .

Кассовый аппарат для ООО в 2018 году (организаций) и ИП не обязателен при осуществлении некоторых видов деятельности. Подробности смотрите в таблице ниже.

Виды деятельности, при которых можно не применять кассовый аппарат

Продажа газет и журналов, сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом местной власти). Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров необходимо вести раздельно.

Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (и других территориях, которые отведены для осуществления торговли), за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, которые требуют определенных условий хранения и продажи с ручных тележек, корзин и лотков, в том числе - защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом.

Торговля из цистерн: пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.

Продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, который утвержден федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

Продажа ценных бумаг и лотерейных билетов.

Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, которые реализуют основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (детские сады, школы).

Прием от населения стеклопосуды и утильсырья (кроме металлолома).

Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.

Продажа предметов религиозного культа, религиозной литературы и оказание услуг по проведению религиозных обрядов (церемоний).

Продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), которые подтверждают оплату услуг почтовой связи (организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах (кроме городов, районных центров, поселков городского типа, указанных в перечне, который утвержден органом государственной власти субъекта РФ).

Аптечные организации, которые находятся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых аптечные организации отсутствуют.

14. Организации и ИП, ведущие наличные расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, райцентров, поселков городского типа), если эти населенные пункты указаны в перечне, утвержденном региональными органами власти.

Кассовый аппарат и режимы налогообложения

В таблице ниже описаны условия применения кассового аппарата для ИП и организаций в 2018 году на разных режимах налогообложения.

Режим налогообложения

Кассовый аппарат

Общая система налогообложения (ОСН)

Обязательно применять.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Не обязательно применять.

По требованию клиента необходимо выдать товарный чек (квитанцию).

Если оказываются услуги населению - можно выдавать бланки строгой отчетности (БСО).

Патентная система налогообложения (ПСН)

Какие требования предъявляются к кассовому аппарату?

Перед постановкой кассового аппарата на учет в ФНС, следует иметь в виду, что в деятельности ИП и ООО допускается использование только тех моделей ККТ, которые содержатся в государственном реестре.

Для того чтобы узнать, находится ли данная модель кассового аппарата в государственном реестре, необходимо или просмотреть реестр, или посмотреть на корпусе ККМ наличие голографической наклейки («Государственный реестр»). Проверить наличие в реестре ККТ можно по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/check_kkt/

Чтобы модель кассового аппарата была включена в перечень госреестра, она должна отвечать ряду требований (положениях Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ст.4)):

  • иметь корпус;
  • иметь заводской номер, нанесенный на корпус;
  • иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов. При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет" устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;
  • осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику;
  • обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
  • обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
  • исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
  • обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);
  • обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет";
  • обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности;
  • принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
  • информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники;
  • обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет", в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);
  • обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет", в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме;
  • исполнять протоколы информационного обмена, указанные в пункте 6 статьи 4.3 настоящего Федерального закона.

Где купить кассовый аппарат для ИП или организации?

Кассовый аппарат можно купить в специализированных компаниях, которые утверждены Государственной экспертной комиссией по ККМ. Такие организации занимаются не только реализацией кассовых аппаратов, но и их обслуживанием и ремонтом.

Компании, занимающиеся продажей ККТ, обычно иметь сеть центров технического обслуживания и продавцов. Как правило, стоимость кассового аппарата — от 8 000 до 25 000 рублей.

Регистрация кассового аппарата для ИП и ООО

Приобретенный кассовый аппарат необходимо поставить на учет в налоговом органе. Регистрацию онлайн-кассы можно осуществлять без посещения налоговой инспекции через Личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России или Личный кабинет выбранного оператора фискальных данных (далее — ОФД).

Для этого налогоплательщику необходим сертификат ключа усиленной квалифицированной электронной подписи. До того как вы будете регистрировать ККТ в налоговом органе, необходимо заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). ОФД-юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, и находящееся на ее территории, которое получило от ФНС России разрешение на обработку фискальных данных.

ОФД берет на себя обязанности по обработке фискальных данных, включая получение информации, проверку ее достоверности, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним, а также обеспечение конфиденциальности данных, предоставленных компанией.

Можно также регистрировать кассовый аппарат лично, посетив налоговую инспекцию. Обратите внимание, если документы на постановку ККТ в налоговой службе подает представитель заявителя, то дополнительно предоставляется доверенность.

Как перерегистрировать кассовый аппарат?

Необходимость в перерегистрации ККТ может возникнуть, если необходимо:

  • изменить сведения, внесенные в журнал учета и карточку регистрации ККТ (например, при смене адреса установки ККТ - при перемещении ККТ из одного магазина в другой);
  • заменить фискальный накопитель.

При перерегистрации кассового аппарата в налоговой службе нужно предоставить:

  • отчет об изменении параметров регистрации ККТ;
  • отчет о закрытии фискального накопителя.

Как снять с учета кассовый аппарат?

Для того чтобы снять с учета кассовый аппарат для ООО или ИП, следует обратиться в ФНС (в которой он состоит на учете) и предоставить такие документы:

  • заявление о снятии с учета ККТ;
  • отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Фактом, подтверждающим снятие с регистрации ККТ, является формирование карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция, согласно п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ, должна указать:

  • полное наименование организации или Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

Получить карточку от ИФНС возможно тремя способами:

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных;
  • лично посетив ИФНС.

Оформление документов и кассовая дисциплина

Применение кассового аппарата предполагает оформление ряда документов. Требования к формированию и обработке которых отражено в Приказе ФСН N ММВ-7-20/229 от 21.03.2017:

  • Отчета о регистрации - дополнительные реквизиты детально отражены в таблице 7 Приказа № ММВ-7-20/229;
  • Отчета, отражающего изменения данных о регистрации, - таблица 7 и таблица 8;
  • Отчета, открывающего смену, - фактически аналога отчет-Х - таблица 17;
  • Кассового чека или бланков строй отчетности - таблица 19;
  • Корректирующих чеков или БСО - таблица 30;
  • Отчета, закрывающего смену, - аналога отчета-Z - таблица 32;
  • Отчета, который формируется при закрытии ФН - таблица 33;
  • Отчет, подтверждающий текущие расчеты, - таблица 18;
  • Отчет подтверждения оператора - таблица 34.

Поэтапные изменения в сфере онлайн-касс

С 15 июля 2016 года вступил в силу новый закон о кассовых аппаратах с 2017 года ФЗ №290 , существенно изменивший требования к ККТ. Порядок перехода на кассовые аппарата нового образца следующий:

С 01.02.2017 прекращается регистрация кассовых аппаратов без возможностей фискальных регистраторов для передачи данных в ИФНС.

С 01.07.2017 все кассовые аппараты старого образца, зарегистрированные до 01.02.2017 года должны быть перерегистрированы в ИФНС. Все налогоплательщики, кроме тех, кто применяет ЕНВД, ПСН или выдает БСО (при оказании услуг), обязаны обеспечить передачу фискальных данных кассовых аппаратов в онлайн-режиме в ИФНС.

С 1.07.2018 для предпринимателей, работающих на ПСН и ЕНВД в сфере розничной торговли и общепита, имеющих наемных работников, возникает обязанность по регистрации и осуществлению расчетов с помощью онлайн-касс.

С 01.07.2019 года налогоплательщики применяющие ЕНВД, ПСН, а также те, кто оказывал услуги населению и оформлял БСО, обязаны начать применять онлайн-кассы.

Есть ли плюсы у онлайн-касс?

Появление онлайн-касс наделало немало шума и вызвало много недовольства. Очевидно, что это дополнительная нагрузка на бизнес. Чтобы сгладить ситуацию, чиновники несколько улучшили положение предпринимателей, которым необходимо устанавливать онлайн-кассы.

Преимущества онлайн-касс перед кассами старого поколения состоят в следующем:

  • осуществлять регистрацию кассового аппарата возможно без личного посещения предпринимателем ФНС;
  • правительство обещает сокращения налоговых проверок для тех, кто применяет кассы нового образца;
  • обязательное техническое обслуживание ККТ и замена ЭКЛЗ будут отменены;
  • расходы, связанные с покупкой новых кассовых аппаратов будут частично возмещены. Представители малого бизнеса смогут получить налоговый вычет за каждую онлайн-кассу (в размере 18 000 рублей).
  • появилась возможность при денежных расчетах с клиентами использовать свои собственные электронные устройства — планшеты, смартфоны и прочее.

Штрафы за нарушения применения ККТ

Контроль за использованием кассовых аппаратов осуществляют работники ФНС. В соответствии со статьей 14.5 КОАП РФ, за отсутствие, нарушение правил регистрации и использования ККТ, предусмотрены такие штрафы:

1. ИП (или руководитель организации) — от 3 000 до 4 000 рублей.
2. Юридические лица — от 30 000 до 40 000 рублей.
3. Продавец или кассир — от 1 500 до 2 000 рублей.

Если у вас остались вопросы о том, нужен ли кассовый аппарат для ИП в 2018 году, как его зарегистрировать, или любые иные вопросы по теме, вы можете задать их в комментариях. Мы постараемся оперативно ответить.

error: Content is protected !!