Библиотечный клуб как центр неформального общения. Любительские объединения, кружки Как создать любительское объединение в детской библиотеке

В библиотековедческой литературе употребляется ряд понятий – «клубы по интересам», «любительские объединения», «Объединения по интересам», но все же чаще всего употребляют термин «клубы по интересам».

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч.

В нынешней социальной обстановке работа библиотек с клубами и читательскими объединениями приобретает ог­ромное общественное значение. С одной стороны, такие клубы помогают людям обрести большую уверенность, способст­вуют самоутверждению личности. В клубах усваивается опыт общения, уважение к инакомыслию, формируется терпимость и ответственность.

С другой стороны - клубы позволяют библиотеке обрести более прочную социальную основу, расширить свои возможности в организа­ции свободного времени жителей как крупного промышленного мега­полиса, так и небольших сел и поселков в российской глубинке.

Жизнеспособность клубов определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается. Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.

Принцип любительских объединений привлекает в библиотеку читательскую общественность, сплачивает заинтересованных друзей, помощников и единомыш­ленников. С их помощью организуются библиотечные выставки, лите­ратурно-музыкальные вечера, праздники книги и др. Именно библиотека стала местом реализации творческих стремлений и замыслов многих читателей, духовного роста и развития талантов.



Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам.

Возрастные клубы подразделяются на:

· клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

· клубы женского общения;

· молодежные клубы;

· семейные клубы;

· клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений (клубы по интересам) включает в себя:

· клубы литературные и нравственно - эстетической направленности;

· экологические клубы;

· клубы краеведческого направления.

Действие клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы и т. п. Встречи в клубах поднимают настроение и увеличивает жизненный тонус пожилых людей. В целом же зачастую, для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч.

Постоянными читателями библиотек остаются дети, подростки и юношество. В большинстве своем, они с удовольствием посещают разнообразные клубы по интересам, которые организуют для них библиотечные работники. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здорового образа жизни и другие. Но несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно - эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.

Еще одним направлением в деятельности библиотек является привлечение пользователей к семейному чтению. Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций такого чтения и через него - духовное единение родителей и детей. С этой целью в библиотеках создаются клубы «Семья», «Аист», «Семейный очаг», «В кругу друзей», «Кроха» и др., куда приглашаются представители разных поколений - от мала до велика. С ними проводятся разнообразные массовые мероприятия. Например, такие, как праздник «В библиотеку всей семьей», литературный вечер «Неразлучные друзья - взрослые и дети», конкурсная программа «Коса - девичья краса». На таких встречах старше поколение старается передать младшим свои знания и накопленный жизненный опыт. Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по вопросам воспитания детей, организации быта, свободного времени.

Среди всего многообразия и нововведений хочется выделить чита­тельские объединения, которые много лет, независимо от политической обстановки, верой и правдой служат читателям, являясь для них бес­ценным источником общения с интеллектуально и духовно близкими людьми. Это - литературные и литературно-музыкальные гостиные, ли­тературные клубы и клубы книголюбов, т. е. те объединения, деятель­ность которых неразрывно связана с чтением и изучением художест­венной литературы, поэзии, искусства («Русь», «Литературный Олимп», «Сказочник»,»Парнас», «Клуб молодых поэтов», «Созвучие», «Сплотились мы под сенью муз»). Работа литературных объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя беседы, «круглые столы», тематические вечера, литературно - музыкальные композиции, часы поэзии и т.п. Благодаря этим клубам имена местных поэтов становятся известны широкой публике. Важным для библиотек по - прежнему остается распространение экономических знаний и давно ясно, что будущее планеты и «малой родины» и каждого человека во многом зависит от решения проблем окружающей среды, экологической культуры каждого. Поэтому, наличие в библиотеках клубов по экологическому просвещению населения закономерно. В основном это клубы для детей и подростков. В рамках таких объединений проходят «круглые столы», брейн - ринги, диалоги, уроки по экологии, экспресс - информации, экологические КВНы, литературно - познавательные игры, занимательные конкурсы для детей.

И, наконец, еще одним приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Поэтому большинство библиотек проводят краеведческую работу с читателями. Одной из форм этой деятельности стало создание клубов соответствующей направленности, таких как: «Краевед», «Селяночка», «Истоки», «Горизонт», «У животворного ключа», «Родничок» и др. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить их знания об историческом и культурном наследии родного края.

Таким образом, в городских и сельских библиотеках области функционируют сегодня самые разнообразные читательские клубы и объединения. Интерес к досуговым формам в работе библиотек принято связывать с отсутствием в зоне обслуживания самих клубных учреждений. И если ситуация не будет меняться, то библиотечные клубы сохранят популярность у людей, которые стремятся расширить круг своего общения и стать духовно богаче.

Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.

Библиотека сегодня – это современный многофункциональный информационный интеллект-центр, это место не только получения информации, но и центр общения, где мы создаем условия, благоприятные для содержательного проведения свободного времени. В наших библиотеках работают самые разнообразные клубы по интересам и охватывают все возрастные категории читателей. Основные задачи - всестороннее развитие личности, формирование информационной культуры.

Клуб - это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов, это и место общения. Главным признаком клубов является наличие определенной категории людей или аудитории, с которой в течение определенного периода времени ведется работа.
Популярность и жизнеспособность клубов определяются ни какой-то особой темой или сверхзадачей, а главным образом царящей в них атмосферой. Свободное, непринужденное общение оказывается очень полезным для людей. Они, получая информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей.
Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, осуществляя контроль за деятельностью клубов и оказывая им действенную разностороннюю помощь.
Клубные формы работы позволяют библиотеке распространять свое влияние и на тех людей, которые не являются ее читателями, но живут в микрорайоне, населенном пункте, обслуживаемом этой библиотекой.
Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами.

Наши библиотеки открыты для новых предложений, идей, встреч!

Краеведение

Клуб «Звено Алтая»

Восточно-Казахстанское литературное объединение «Звено Алтая»

Цель клуба: объединение пишущих людей, популяризация региональной литературы, поддержка русского языка, привлечение читателей в библиотеку.
Задачи клуба:
1. Повысить интерес региональных писателей к книге, чтению и библиотеке.
2. Возродить престиж чтения.
3. Стимулировать инициативы и творчество читателей.
4. Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра.
Участники клуба: писатели и поэты Восточного Казахстана.

Клуб «Шабыт» (1999)

Школа молодых акынов «Шабыт» , была организована по инициативе известного поэта С. Габдуллина, члена Союза писателей Казахстана, который на протяжении долгих лет оставался её творческим руководителем. Школа призвана объединить молодых людей, делающих первые шаги на литературном поприще и помочь в раскрытии их творческого потенциала.

Задачи клуба:
- знакомство с лучшими образцами литературного творчества;
- проведение встреч с известными поэтами, писателями, журналистами, издателями;
- выработка навыков анализа литературного произведения;
- помощь молодым авторам в публикации своих работ;
- организация творческих конкурсов для начинающих литераторов.

Клуб пчеловодов

Цель клуба: пропаганда современных методов пчеловождения, внедрение опыта по использованию инноваций в производстве и обработке медовой продукции, обмен опытом и знаниями в области пчеловодства.
Задачи клуба:
1. Объединение людей, интересующихся пчеловодством.
2. Воспитание любви к родному краю.
3. Организация информационной поддержки пчеловодства в Восточном Казахстане.
4. Проведение тематических презентаций и книжных выставок.
Участники клуба : читатели библиотеки, занимающиеся пчеловодством.

«Клуб любителей старины»

Цель клуба: детальное ознакомление усть-каменогорцев с историей города.
Задачи клуба:
1.Содействие в воспитании у молодого поколения чувства любви к своему краю.
2.Воспитание интереса к изучению истории края, гордости за его прошлое.
3.Уважение к традициям, культуре своих предков.
Участники клуба: читатели библиотеки.
Руководитель клуба: Плахотин Николай Данилович, доктор философских наук, профессор.

Центральная городская библиотека

Клуб «Сенполия»

Клуб любителей комнатных фиалок «Сенполия» собрал представителей разных возрастов и профессий.
Занятия клуба, проходящие 2 раза в месяц , знакомят участников с публикациями в журналах и интернет-ресурсами по наиболее интересным темам, связанным с разведением сенполий - как правильно организовать уход за фиалкой, особенности укоренения разных видов, вредители и болезни растений, новые сорта и т.д.
Одно из важных направлений работы клуба - организация и проведение выставок. Они проходят традиционно весной (в первой половине апреля) и осенью (во второй половине октября). Каждая выставка, где экспонируется более 400 сортов фиалок, является своеобразным итогом работы клуба.

Центральная детская библиотека

Школа для малышей « Читайка » . Год основания - 2008.

Девиз школы: «Брось все – и читай!».
Цель: содействовать формированию устойчивого интереса у детей младшего школьного возраста к чтению и проведению досуга в библиотеке.

Задачи:
1. Раскрыть творческие возможности ребёнка как читателя.
2.Способствовать углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребёнка.
3. Формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой.
Занятия в школе проходят с элементами театрализации, с использованием слайдовых презентаций и музыкального сопровождения. Ребята знакомятся с творчеством детских писателей-юбиляров, отвечают на вопросы традиционных и электронных викторин, вместе с литературными героями играют в подвижные игры. Беседы носят ознакомительный характер. Если дети не читали произведения того или иного автора – то библиотекари стараются сначала интересно и увлекательно представить его творчество, раскрыть все грани таланта, почитать вслух отрывки из наиболее значимых произведений, вовлечь каждого ребенка в диалог, сделать каждое занятие – незабываемым праздником чтения.
Участники школы: учащиеся младших классов.

Клуб «Айгөлек» (1999)

Цель клуба: развитие познавательных интересов детей через чтение.

Члены клуба: учащиеся школы-гимназии №3.
Все мероприятия в клубе направлены на всестороннее интеллектуальное, духовное и творческое развитие личности ребенка. Использовались различные формы проведения: конкурсы, игровые программы, беседы, праздничная программа.
Заседания клуба проводятся на государственном языке. Все заседания готовятся вместе с детьми и так или иначе связаны с книгой. Ребята с удовольствием помогают в проведении библиотечных мероприятий, поют, танцуют, декламируют стихи, особенно активно привлекаются члены клуба в праздничных программах и театральных постановках.

Библиотека-филиал № 1

Клуб «Аружан» (1996)

Цель клуба: создание пространства для развития творчества, самосовершенствования и самопознания, помощь в познании себя, своей женской природы, создание баланса и гармонии в жизни.

Задачи клуба:
1. Раскрытие лучших черт человеческой личности - доброты, любви, благородства, патриотизма посредством общения, знакомства с лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы, наиболее интересными публикациями из периодической печати.
2. Передача интеллектуального и духовного опыта молодому поколению, посредством реализации образовательных программ, проведения разнообразной информационно-просветительной работы – вечеров встреч с интересными людьми, деловых игр, тренингов, круглых столов, читательских конференций.
Участники клуба: читательницы библиотеки.
Девиз клуба:
Девиз известный - наказ простой:
Не стой на месте – живи мечтой.
Путь только начат, все впереди,
Не жди удачи, а к ней иди!

Библиотека-филиал № 2

Клуб «Отрада»

Клуб любителей сада и огорода «Отрада»

Цель клуба: создание условий для разностороннего общения по интересам, обмен знаниями и опытом между садоводами-любителями.
Задачи клуба:
1. Расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации пользователей, для развития эстетического вкуса.
2. Организация культурно-досуговой деятельности, направленной на продвижение книги и чтения.
3. Повышение экологической культуры пользователей.
Участники клуба: читатели библиотеки.
Девиз клуба: «Что посеешь, то и пожнешь».

Библиотека-филиал № 4

Клуб «Огонек» (2015)

Познавательно-досуговый клуб «Огонек»

Цель клуба: способствовать реализации творческих способностей, поддержание интереса к чтению художественной литературы, поиск единомышленников.
Задачи клуба:
1.Организация культурного досуга людей старшего поколения.
2.Объединение людей, имеющих общие интересы и увлечения.
3.Создание доброжелательной атмосферы для интеллектуального и духовного общения.
Участники клуба: читатели библиотеки-филиала №4, жители микрорайона.
Формы мероприятий: презентации, читательские конференции, встречи с интересными людьми, театрализованные представления и инсценировки.
Руководитель клуба: Асташева Галина Ивановна, заведующая библиотекой № 4.

Клуб «Атамекен» (2006)

Детский патриотический клуб «Атамекен»

Цель клуба: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи клуба:
1.Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с гражданско-патриотической направленностью клуба.
2.Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным способностям и возможностям ребенка.
3.Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием самооценки.
Участники клуба: учащиеся средних школ города №16, 20, 32.
Формы мероприятий: уроки мужества, тематические вечера, акции, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, фотовыставки.

Клуб «Элегия»

Музыкальный клуб «Элегия»

Цель клуба: популяризация творчества региональных поэтов, бардов и композиторов.
Задачи клуба:
1. Формирование и сохранение нравственных, культурных и литературных традиций Восточного Казахстана и города Усть-Каменогорска.
2. Подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов.
3. Удовлетворение потребностей личности в области культурного развития.
Руководитель клуба: Аникин Борис Петрович, поэт-бард, издатель, член Союза писателей России.

Творческие любительские объединения читателей уже прочно вошли в практику библиотечной деятельности. Атмосфера, царящая при свободном и непринуждённом общении участников в клубах, определяет их популярность, полезность и жизнеспособность. При посещении мероприятий, проводимых в клубах, присутствующие получают информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей.

При библиотеках МУК ЦБС города Краснодара с целью привлечения новых читателей, расширения их кругозора, объединения людей разных возрастов и профессий, а также для организации их досуга созданы клубы по интересам.

Клубы по интересам оперативно шагают в ногу со временем, дают возможность соединить чтение с творческой деятельностью.

Клуб в библиотеке – добровольное объединение читателей библиотеки, созданное на основе их общих интересов с целью удовлетворения культурно-досуговых, интеллектуально-познавательных, социально-коммуникативных потребностей. Клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами.

Клубы по интересам – одна из оптимальных моделей формы работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, осуществляя контроль за деятельностью клубов.

Цели организации клубов:

Вовлечение читателей различных возрастных, социальных, профессиональных категорий в культурную и социальную жизнь посредством участия в работе клуба.

Организация досуга и реализация творческого потенциала

Задачи:

Привлечение читателей в библиотеку, вовлечение их в общественную жизнь библиотеки.

Продвижение книги и чтения среди читателей города.

Расширение спектра деятельности библиотеки.

Активизация исследовательской и творческой деятельности в библиотеках.

Популяризация краеведческих, экологических и других знаний.

Вопрос об открытии и закрытии клуба в библиотеке решается руководством МУК ЦБС города Краснодара после представления библиотекарем структурного подразделения документов, регламентирующих работу клуба, плана мероприятий, назначения ответственного лица за работу клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Необходимо всячески поощрять инициативу читателей, но чаще всего инициаторами создания клуба по интересам являются работники библиотеки. Здесь многое зависит от творческого потенциала библиотекарей, при желании, они сумеют организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным местом проведения свободного времени для читателей.

Для организации клуба необходимы следующие документы:

Устав (Положение о клубе), определяющий основные правила работы, направленность работы, права и обязанности членов клуба;

Паспорт клуба (Приложение №1)

Список членов Совета клуба;

Список членов клуба (Приложение № 3)

Программа работы клуба;

Отчёты, сценарии заседаний, паспорт мероприятия (Приложение № 2)

Деятельность клуба может осуществляться по следующим видам: познавательная, краеведческая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, оздоровительная.

Направление деятельности и тематика занятий клуба, формы работы, периодичность заседаний и другие организационные вопросы библиотека решает самостоятельно с учётом потребностей читателей и приоритетов деятельности библиотеки. Заседание клубов планировать во внеурочное время для организации свободного досуга детей и молодежи по утвержденному расписанию в единый установленный день месяца и время.

У клуба должна быть своя атрибутика : название, девиз, гимн, эмблема. В библиотеке должен быть оформлен стенд с эмблемой, девизом, планом работы клуба, фоторепортажами о заседании клуба.

Организационная структура клуба по интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба.

Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной активности членов клуба. Руководитель клуба утверждается заведующей филиалом.

Руководитель клуба несёт ответственность за планирование и проведение занятий клуба, ведение документации клуба.

Совет Клуба - орган самоуправления клуба из числа его членов, отличающихся организационными способностями, особо увлеченных и энергичных людей. Они - ядро клуба, которое принимает участие в подготовке заседаний, каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Каждый член совета ведает определенным участком деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Занятия клуба могут вести специалисты культурных и образовательных учреждений. Руководитель клуба вправе приглашать на заседания любительских читательских объединений членов творческих союзов (писателей, поэтов, художников, театральных деятелей), представителей общественных организаций, казачества, ветеранских советов, национальных общин и т.д.

В организации и проведении занятий клуба могут принимать участие все сотрудники библиотеки.

Программа клуба составляется Советом клуба и его руководителем на календарный год.

Общее руководство и контроль за деятельностью клуба осуществляет заведующий филиалом. Он создает необходимые условия для занятий и проведения культурно - массовых мероприятий в клубе.

Отчёт о работе клуба включается в общий отчёт библиотеки.

В дневник библиотеки заносятся сведения о проведении заседания клуба, количество посещений, оформляется паспорт о проведённом мероприятии.

Вся документация по Клубу хранится в специальных папках по годам. Чтобы ведение документации и содержание её в необходимом порядке не было обременительным, к делопроизводству можно привлекать самих членов клуба, рассматривая это как важнейшее общественное поручение. Документация клуба – это свидетельство пройденного пути, материал для анализа и совершенствования работы Клуба.

Приложение № 1

клуба по интересам, любительского объединения

1. Город (район) _________________________________________________

2. Название ____________________________________________________

3. Предприятие, организация, на базе которой находится клуб, объединение ______________________________________________________________

(название, адрес, телефон)

4. Ведомственная принадлежность МУК ЦБС г. Краснодара

(государственный, профсоюзный, какого ведомства)

5. Время создания________________________________________________

6. Цели, задачи клуба, объединения:_________________________________

7. _____________________________________________________________

(производственно-технический, естественно научный, демографический, комплексный, познавательно-досуговый, проч.)

8. Число участников __ ________ человек,

9. Из них взрослых ___ ________ человек.

Юношей ______________ человек.

Девушек __ __________ человек.

Детей ___ ____________ человек.

10. Как часто проходят заседания, встречи____________________________

11. Состав актива клуба _ ______ человек.

12. Наличие секций ______________________________________________

13. Наличие финансовой деятельности: ______________________________

Руководитель (штатный, общественный)_______________________________

Ф.И.О. руководителя (руководителей)_________________________________

Год рождения, образование: _________________________________________

Место работы, должность:________________________________________

_______________________________________________________________

Адрес, телефон:__________________________________________________

14. Дата заполнения паспорта _____________________________________

15. Подпись руководителя ________________________________________

Приложение № 2

ПАСПОРТ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:___________________________________________________________

Форма:_________________________________________________________ Цель:_____________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответственный:__________________________________________________

Начало работы над темой:________________________________________

Окончание работы над темой:______________________________________

Дата: ____________________________________________________________

Место проведения: _______________________________________________

Читательское назначение:__________________________________________

Морозова Наталья
Организация досуга в библиотеке. Клубы по интересам

Организация досуга . Клубы по интересам .

Библиотеки в силу своих особенностей - открытости, доступности и бесплатности - взяли на себя функции организации досуга населения , открывая свои помещения различным клубам и объединениям по интересам . Творческие любительские объединения читателей : клубы , кружки, студии - прочно вошли в практику библиотечной работы . Их популярность и жизнеспособность определяются ни какой-то особой темой или сверхзадачей, а главным образом царящей в них атмосферой. Свободное, непринужденное общение оказывается очень полезным для людей. Они, получая информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей.

Типология клубов по интересам .

Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами . С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы : возрастные клубы и клубы по интересам .

Возрастные клубы подразделяются на :

клубы для ветеранов , инвалидов и людей пожилого возраста;

клубы женского общения ;

Молодежные клубы ;

Семейные клубы ;

клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений (клубы по интересам ) включает в себя :

клубы литературные и нравственно - эстетической направленности;

Экологические клубы ;

клубы краеведческого направления.

Жизнеспособность клубов в библиотеках определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается . Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.

Клубы по интересам оперативно шагают в ногу со временем, дают возможность соединить чтение с творческой деятельностью. В этом заключается особая ценность литературных, природоведческих, краеведческих объединений читателей любого возраста.

В работе детских клубов большинство библиотекарей стремятся использовать элементы игры, соревнования, в которых наиболее ярко проявляется активность юных читателей. Каждая библиотека находит свой индивидуальный подход к работе, создает свой, неповторимый имидж.

Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам : общественным, техническим, литературным, музыкальным и т. д. Клуб – это место общения , обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то , его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

Организационная структура клуба по интересам состоит из нескольких компонентов : руководитель, совет (актив) клуба , члены клуба , объект воздействия (участники клубных мероприятий ) .

Руководитель – он же организатор , а нередко и специалист. Его задача не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной активности членов клуба .

Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления . Он принимает решения и организует их исполнение . Каждый член совета ведает определенным участком деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное , наиболее активное ядро (15-20 человек) .

Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями .

Объект воздействия : зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба .

Структура клуба имеет свои особенности – равноправные участники действия, происходящего в основном в форме межличностного общения.

Организация клуба по интересам начинается с создания инициативной группы, в которую могут войти представители различных организаций . Инициативная группа выполняет всю подготовительную работу : выясняет реальные возможности для функционирования клуба , решает вопросы по материальной базе, направленности, разрабатывает устав или положение, план работы, знаки отличия, где и когда могут встречаться члены клуба , с кем установить деловые связи и контакты. Первая встреча посвящается выборам совета клуба , его председателя, утверждению устава или положения, плана, атрибутов.

Устав, положение – основополагающие документы клуба . Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации , учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба : наименование, кем организован , где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления ; структура клуба .

Наименование клуба (патриотический, литературный, профориентации, природоведческий, краеведческий, правовой) выражает его направленность, характер деятельности. Затем следует название («Родина» , «Подвиг» , «Истоки» , «Ровесник» , «Время читать» , «Муравей» , «Родничок» , «Молодой избиратель» и т. д.).

Цели и задачи вытекают из характера клуба . Членство в клубе ничем не ограничено , состав его подвижен. Наряду с постоянным ядром здесь необходимо привлекать новых посетителей и как раз они станут главным объектом воздействия.

Атрибуты клуба – это девиз , гимн, эмблема. Как правило, они выражают сущность клуба , его цели, служат маяком. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо, отметка о выполнении. В целях широкого оповещения членов клуба и приглашения на мероприятия издается абонемент, в нем излагают тематику предстоящих мероприятий с указанием дня, часа и места их проведения. Абонемент составляется на год и служит свидетельством о причастности к данному клубу .

Дневник клуба – документ учета всего, что проводится клубом : заседания, встречи, экскурсии, выставки и т. д.

Публикации по теме:

Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

10 марта Центральная городская детская библиотека отмечала солидный юбилей – 70-тилетие! Конечно, это событие не могло пройти мимо нас.

Клуб по интересам для родителей Клуб по интересам для родителей Семья – это место где ребенок получает первые знания об окружающем мире, усваивает нормы и правила поведения.

Клуб по интересам «Мягкая игрушка» Клуб по интересам "Мягкая игрушка" Воспитатель: Заборянская Юлия Александровна Пояснительная записка В настоящее время большое значение.

error: Content is protected !!