Благотворительный фонд интервью. Интервью о благотворительной деятельности. Ты не строишь воздушные замки

Рыдалевская Елена Евгеньевна.

Исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония».

Елена Евгеньевна закончила медицинский университет им. Павлова по специальности «Лечебное дело». После института Елена Евгеньевна более 10 лет работала в РОО «Возвращение», сначала сотрудником, а потом руководителем Реабилитационного центра. В 2004 году Елену Евгеньевну пригласили на должность координатора нарко - СПИД программ в Ассоциацию ХМДС. На данный момент Елена Евгеньевна занимает должность исполнительного директора БФ «Диакония »

На каждом месте куда меня определил Господь, есть как свои трудности так и радости. Должность руководителя несет с собой большую ответственность, т.к за тобой стоят люди, которые тебе доверяют и в данном случае самое сложное в том, что их взгляды, воля и интересы часто бывают взаимно противоречащими. Поэтому найти точки соприкосновения и примирения бывает очень непросто, у каждого из нас много амбиций и для меня важно, чтобы сложилась команда, в которой есть взаимопонимание, уважение и желание совместно делать дело.

Елена Евгеньевна! Много лет Вы возглавляли РОО «Возвращение». Глядя на Вас, трудно представить, что этот нелегкий труд возвращение из бездны лег на хрупкие женские плечи. Впрочем, не привыкать. Особенно - в России. Но - не только…

Это слишком громкие фразы. Мы с коллегами обсуждали вопросы работы с наркозависимыми и пришли к выводу, что это работа, в первую очередь, много дала нам самим. В нашем присутствии происходило преображение ребят и девушек, и это был их большой труд, свидетелями которого мы становились, поэтому это возвращение «блудного сына» так же как картина Рембрандта, многому научает наше сердце, делает его больше и мягче.

Расскажите, чем запомнились эти годы? Трудно ли было общаться и помогать людям с зависимостью от наркотиков? Какие они? Чему они научили вас? Вам их жалко?

«Жалко» не подходящее слово, т.к. любить пациентов это дар от Бога. Если его получил, то это дает вдохновение и желание этим заниматься, а кому он дается и почему - не знаю. Они - воспитанники или пациенты, талантливые, чуткие, с ярким творческими способностями. Трудно вначале, когда излишне эмоционально воспринимаешь каждого человека, потом с профессионализмом приходит адекватное чувство дистанции и своей роли - весьма скромной. Т.к это выбор человека - выздоравливать или нет. Конечно, скорбно, когда нелепо погибает молодежь, часто это бывает внезапно, от передозировки, когда уже начало что-то получаться, и казалось бы ничто не предвещало гибель, дело шло на лад, появились светлые промежутки в виде ремиссии и отношения с близкими восстанавливались. Но есть надежда, что поскольку человек уже стремился к примирению с собой и Богом, то его усилия не пропадут втуне, и он не останется без милости Божией.

Встреча, с каким человеком запомнилась Вам более всего? Что больше в таких встречах - горя или радости? Есть ли надежда у тех, кто стал наркоманом выпутаться и, если да, то, сколько их - кто смог? Или - это навсегда? И как люди становятся наркоманами? Это обязательно люди слабые никчемные, или самоуверенные?

Встреча с человеком, который уже много лет в ремиссии стала дружбой. Вижу его часто и вспоминаю евангельское: «о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» Лк.15:11-32…… и радуюсь.

Вы не жалеете о том, что ваша жизнь проходит как бы на границе добра и зла? Как терпят, как понимают и поддерживают Ваши близкие?

Детям нравится, что мама занята чем-то стоящим. Муж очень поддерживает и прикрывает мое отсутствие дома заботой о детях. По работе часто общаюсь с интересными, увлеченными людьми, душевно богатыми и красивыми. Граница борьбы добра и зла лежит в сердце в человека, и это единственная война, которую стоит вести в самом себе. Поэтому чья-то борьба, которую видишь, помогает вести свою собственную, потому что становишься как бы соратником - боремся вместе, каждый со злом внутри себя, но упаси Бог бороться с другим или в другом. Только если он тебя просит совета или помощи - можно помочь поставить правильный вопрос, чтобы он сам искал ответ в нужной плоскости.

Возможно, зло, хотя и на время, побеждает. Как вы восстанавливаетесь, что вас удерживает на поверхности бушующего соленого океана слез, отчаяния, тьмы…

Под каким флагом вы идете, что несете людям, почему это происходит имен но в Вашей жизни? вы и не предполагали, что ваши пациенты будут люди с тяжелой судьбой? А если взять ношу полегче? Вы - Верите?

Под флагом перестала ходить, выйдя из пионерского возраста. Хожу без флагов и избегаю шествий вообще. От отчаяния спасает «Общество непроходимых оптимистов» - в этом неформальном объединении много моих друзей и близких, а также любимые литературные герои - например о. Фрэнсис Чисхолм из романа А.Кронина «Ключи царства». Некоторые из членов общества даже не подозревают, что являются действительными членами этого объединения. Однако для меня они очень важны, без них моему оптимизму было бы очень сложно остаться в живых. И единой питающей основой для этого общества является вера в Бога. У меня она появилась в детстве, потом росла, принимала различные формы и очертания, пока не доросла до воцерковления в Православную церковь. А еще особым ресурсом в моей жизни была глубокая любовь моего отца, которая дала мне силы и жизнелюбие.

Расскажите более подробно о своем фонде Диакония? В чем его принципиальное отличие от других? Сама идея - межцерковного - пять христианских церквей - объединения - замечательна. Что мешает -всем миром - несмотря на политические или например национальные разногласия мы объединимся против общего беспощадного врага - нарокотиков и тех, кто их распространяет - а если против терроризма- расовой нетерпимости - против нацистов всех мастей?

Основанием нашей организации стало социальное служение, которое осуществляется разными христианскими конфессиями и не требует абсолютного догматического единства. Т.К для того чтобы накормить голодного, посетить заключенного и утешить скорбящего не важно какой веры нуждающийся, и предполагает не проповедь, а конкретные адекватные дела для улучшения ситуации. Поэтому христианские конфессии, согласные с «Символом веры» основали фонд для поддержки и развития социального служения. Миру обычно мешает, что и всегда - гордость, амбиции или жадность, а также ревность не по разуму.

Вы видите хотя бы немного но положительных тенденций в борьбе против наркомафии?В снижении количества молодых наркоманов? Или - ситуация в целом только ухудшается?

Увеличивается вовлеченность разных христианских церквей в работу с зависимыми. Есть желание сотрудничать (по крайней мере декларируемое -государства и церкви, и сектора НГО). Количество героиновых наркоманов снизилось, однако в целом наркопотребление расширяет список психоактивных веществ. Положительная тенденция в масштабе государства - попытка, инициированная ФСКН, создать национальную систему реабилитационных центров и осуществлять государственную закупку услуг у СО НКО. Это позволит таким организациям как наша сосредоточиться не на поиске денег для осуществления реабилитационной программы, а на улучшении и развитии самой реабилитации.

Расскажите немного себе. О семье, об увлечениях, хобби, домашних животных, о прогулках и об отпусках… О любимых книгах и любимых людях - если можно. о книгах, о друзьях, которые помогли вам на пути.

В первую очередь это духовный отец и другие священники, к которым можно прийти за помощью и советом и молитвенной поддержкой. Я люблю командировки, поскольку путешествовать за свой счет нет возможности, то утоляю «охоту к перемене мест» за счет работы. Города в разных уголках земли, природа и щедрая южная и сдержанно-романтичная северная, книги и фильмы с которыми можно подумать и почувствовать мир людей. Все это я люблю. Без любимых людей чувствую себя плохо - одиноко и печально. Правда, это одиночество настолько редко, что иногда мечтаю побыть одной подольше. Четверо детей, сотрудники и друзья создают такой эффект присутствия, что с удовольствием молча езжу в поезде, когда мобильник не ловит связь, а попутчики безмолвны. В основном много говорю и много слушаю. Отдыхаю, когда ложусь спать рано или сплю днем в выходные. Люблю театр, музыку и музеи, книги, фильмы и природу.

Что вы говорите себе самой, когда опускаются руки, когда лишь тоненький огонек свечи мерцает в кромешной мгле…

Выключаю свет, мобильный телефон и ложусь спать или иду молиться в пустой храм. Или уезжаю на любимый Свято-Георгиевский приход в Кинешемской и Палехской епархии, где «меня встретят и за стол посадят с миром…» друзья монахи.

Ваше мнение о роде человеческом после общения не с самыми успешными его представителями - пошатнулось?

Нет, потому что успешные, в сегодняшнем нашем понимании зачастую - скучные и самодовольные. А наши заблудшие и прочие к ним примкнувшие в социальном служении, подвизающиеся или сочувствующие и помогающие - ищущие, теплые, живые, думающие и развивающиеся.

Что удалось, и что не удалось, что бы вы хотели пожелать себе самой

И всем нам?

Научится любить друг друга, Бога и ближнего.

Милосердное служение людям - что это по -вашему? Милосердие - больше, чем помощь?

Важно не то, сколько вы сделаете, а то, сколько любви вы вложите в свой труд.

Мать Тереза

Благотворительность милосердна только тогда, когда она обращена к сердцу страждущего человека, а не только направлена на удовлетворение его материальных нужд.

Концепция милосердия является одной из центральных в Православии. Милосердие - это активное вмешательство христиан в земные дела ради уничтожения самих причин страдания. Это вызов укладу жизни, закрепившему социальную, экономическую и расовую несправедливость, вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который предполагает выживание сильнейшего.

Ваш любимый афоризм - стих - лозунг.

«Есть Бог, есть мир; они живут вовек.

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.» Н.Гумилев

В этом эссе я попытаюсь осмыслить путь становления, который прошла некоммерческая реабилитация наркозависимых с участием православной церкви в России.

В конце 80-х, в Санкт-Петербурге появилась первая некоммерческая организация «Возвращение», которая объединила людей, стремящихся помогать зависимым, большинство из них имело опыт употребления опиатов, поэтому проблему знали не понаслышке, кто-то прошел и врачей и тюрьму и неоднократные самостоятельные попытки справится. И достигнув разными путями ремиссии, имели желание помогать другим. Руководило ими сочувствие к тем, кто еще бился в этой паутине, глубокая человеческая потребность в общности, реализуемая через участие друг в друге. Страна переживала глобальные потрясения, рушилась старая идеология, и многие рожденные в СССР, ощущая лживость всей общественной жизни Союза, ущербность примитивной идеологии, приходили к разным формам протеста или ухода от окружающей их действительности. Наркомания, в начале 90-х имела другое лицо, чем современная. Эти люди читали Г.Гессе, слушали тяжелый рок, искали в некотором смысле иную «духовность». Среди тех, кто собирался тогда в «Возвращении» самым главным был поиск свободы не только от наркотика, но и вообще свободы, дарованной человеку как дар желанный, но и опасный. И вместе с поиском этой свободы одновременно вставал вопрос смысла жизни. Модные тогда оккультные течения и практики, связанные с книгами Е.П. Блаватской, К.Кастанеды и других восточных и эзотерических гуру при попытке применить их в терапии зависимости не принесли ощутимого успеха. И тогда взоры обратились к русской православной церкви. Начались поездки в Псково-Печерский монастырь, поиск духовных книг и священников, готовых к открытому диалогу. Можно сказать, что самое главное, что случается в жизни ищущего веры и Бога, а вместе с этим ответов на многие глубокие вопросы о смысле жизни, тайне смерти, отношений с людьми, обретении свободы - это встречи людьми у которых уже есть эти ответы, в жизни которых была эта живая и достоверная встреча с Богом. И это не некое интеллектуальное достижение, но практический опыт жизни, применение христианского мировоззрения на практике, опыт сердечной веры, молитвы, Богообщения. Эти встречи состоялись. Благодаря им, начал происходить поворот от оккультизма и восточных учений к тысячелетнему опыту православной церкви. Появился собственный опыт поста, молитвы, жизни в православной общине и он стал применяться как среди самих помогающих, так и использоваться ими для реабилитации. Первым реабилитационным центром, где осуществилась попытка реабилитации зависимых вместе с воцерковлением, стал «Мельничный Ручей» или, в просторечии, «Мельница». Опыт «Мельницы» показал, что зависимый человек в пространстве христианской терапевтической среды, основанной на взаимном уважении и сотрудничестве, легко перенимает новые для него формы поведения. По сути серьезной психологической или психотерапевтической работы с воспитанниками на «Мельнице» не велось. Не было и попыток внедрения 12 шаговой программы. Но был активный и творческий поиск различных форм работы. Глубокое сочувствие к воспитанникам. Для сотрудников «Мельницы» работа становилась образом жизни. Может быть не самым удобным, но радостным и вдохновенным, наполненным открытиями, общностью и взаимной благодарностью. Возможность творчески осмыслять процесс преодоления болезни, приводил к внедрению в практику различных форм работы. Практические нужды центра определяли необходимость труда воспитанников: строительство и ремонт зданий центра, ведение подсобного хозяйства, строительство храма, обеспечение бытовых потребностей. Сама эта возможность осмысленного созидания, участниками которого являлись воспитанники, радовала их и помогала повысить самооценку. Они начинали чувствовать себя нужными и

Уважаемыми людьми. Досуг, в виде проведения КВНов (конкурса веселых наркоманов), во время которого ребята могли посмеяться над самими собой и реализовать свои творческие способности, поэтические и песенные вечера украшали жизнь центра и создавали радостную и живую атмосферу, которая была настолько привлекательна, что самым страшным наказанием было отчисление. Мало кто уходил отсюда по собственному желанию. Вырабатывались правила центра, разрабатывался пакет документов, уточнялись сроки реабилитации. Конечно, были различные нарушения дисциплины. Из которых самым соблазнительным было нарушение дистанции с противоположным полом, т.к.на реабилитации находились и юноши и девушки. Были и эпизоды с попытками употребления психоактивных веществ, в первую очередь алкоголя, в связи с его доступностью. Поселок «Мельничный Ручей» находится во Всеволожском районе Ленинградской области и ближайшие магазины были в шаговой доступности. Бывали и попытки принести с собой наркотики, приезжающими из города. Но центр мотивировал человека менять свою жизнь, он давал бытийное переживание, что жить трезво стоит. Помогал найти новые ценности и смыслы, приводил человека к порогу храма, благодаря участию в молитвенном правиле, общению со священником, участию в церковных Таинствах. Фактически, в современном понимании этапности реабилитационного процесса, он выполнял роль мотивационного этапа. Выпускники, после 3-х месячной реабилитации либо искали продолжения воцерковления на приходах или монастырях православной церкви, либо искали поддержку в сообществе АН, которое стало появляться в Санкт-Петербурге. Появилась поддержка международных донорских агентств, на средства которых осуществлялся реабилитационный процесс. Они же организовали обучающие поездки в страны Европы и в США, где опыт реабилитации существовал уже многие годы. Опыт «Мельницы» был востребован не только в Петербурге, сюда приезжали со всей России и стран СНГ все, кто хотел оказывать помощь зависимым: священники, наркологи, психологи. За время ее существования тысячи зависимых получили помощь и начали процесс преодоления болезни. История развития церковной реабилитации, за истекшие 26 лет, напоминает евангельскую притчу о зерне, которое упав в плодородную почву, дает плод. «Мельница» прекратила работу в 2008 году, но на смену ей пришли порядка 70 православных реабилитационных центров от Сибири до Калининграда. Сегодня, церковная реабилитация представлена координирующим органом на уровне Синодального отдела Русской Православной Церкви Московской Патриархии - Координационным Центром по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению (КЦ ОЦБСС), сетью центров, объединенных единой концептуальным документом - положением о сети. Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев), возглавивший (КЦ ОЦБСС) Русской Православной Церкви начал заниматься работой с зависимыми, согласившись принимать выпускников «»Мельницы» на Свято-Георгиевский приход, где он был настоятелем с 1989 по 2014 годы. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года был принят концептуальный документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» . В нем выделяются три основных принципа церковной реабилитации зависимого человека:

Принцип 1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а также в созданных или патронируемых Церковью учреждениях. В последнем случае община формируется

Из реабилитантов и верующих сотрудников. Общинная жизнь проходит здесь также под окормлением священника, но отдельно от прихода, который в этом случае лишь обеспечивает возможность реабилитационному сообществу участвовать в своей богослужебной жизни. В реабилитации, осуществляемой в Церкви, особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины и, прежде всего, среди людей, освободившихся от наркотической зависимости и ставших членами общины.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

Компетентность составляют понимание духовной и физической природы зависимости, необходимые знания и владение навыками, обладание информацией о методиках, используемых в светских реабилитационных учреждениях.

В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления.

В Фонде «Диакония» сегодня работают 10 человек, выздоровление и становление в качестве специалистов которых связано с «Мельницей». Поэтому можно сказать, что реабилитационный процесс в реабилитационных центрах Фонда это продолжение и развитие опыта, полученного нами на «Мельнице».

Наркомания стала одной из самых глобальных проблем не только в России, но и во всем мире. Рано или поздно каждый человек нашей планеты сталкивается с этой проблемой в том или ином виде. Если посмотреть статистические данные, то можно увидеть, что употребление наркотических препаратов постоянно увеличивается.

В своем выступлении 14.03.2014 на заседании итоговой Коллегии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, посвящённой подведению итогов оперативно-служебной деятельности Службы в 2013 году и задачах на 2014 год директор ФСКН России Иванов В.П. сообщил, что в соответствии с данными наркомониторинга, проведенного по методикам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации, в России порядка 8 миллионов человек с разной степенью регулярности употребляют наркотики, порядка 2 миллионов «сидят» на опиатах, 2 миллиона на синтетике и до 4 миллионов - потребители канабиса.

«09» апреля 2014 г. на конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан» директор ФСКН России Иванов В.П. подчеркнул: «Сеть реабилитационных программ Русской Православной Церкви может стать краеугольным камнем Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей».

Национальная безопасность России зависит от уровня борьбы с наркоманией. Это один из важных тезисов прозвучал из уст Президента РФ Владимира Путина на заседании президиума Госсовета «О ходе реализации государственной антинаркотической политики» в Ново-Огарево в июне 2015 г. Президент РФ признал, что задачи по социальной реабилитации наркозависимых сейчас решает вовсе не государство, а структуры гражданского общества — негосударственные реабилитационные центры. Всего по стране таких организаций более пятисот. Президент предложил включить их в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

В моём представлении человек, посвятивший себя благо творению, должен быть настолько самодостаточен, чтобы иметь силы и энергию помогать другим. Ольга Мансир удивительная, яркая, с врождённым чувством прекрасного и полезным умением собрать вокруг себя творческих и неравнодушных людей. Ей удаётся генерировать интересные идеи, воплощать проекты и проводить светские мероприятия, которые действительно помогают и несут свет. АНО «Во Благо» собирает средства на обучение молодых врачей, медперсонала, на санаторное лечение для российских паралимпийцев и многое другое. На проведённых мероприятиях Оле удалось соединить искусство и благотворительность и сделать из этого столичный тренд.

Оля, как ты пришла к благотворительности? Что она для тебя в первую очередь?

Последние 10 лет я занималась волонтёрством в разных странах (Россия, Казахстан, Замбия) – поддерживала близкие мне идеи своим осознанно бесплатным трудом. В Москве благотворительность для меня оформилась в основной вид деятельности в рамках истории «есть ли жизнь после сокращения в кризис» - совершенно неожиданно освободилась масса времени, которое я посвятила творчеству и участию в благотворительных мероприятиях. Прошло несколько месяцев и мне в голову пришла идея сделать своё мероприятие, которое будет направлено на развитие творчества и сбор средств для тех, кто нуждается.

Экспертное интервью с руководителем Благотворительного Фонда «Александр Невский»

Добрый день, Вера Алексеевна!

Здравствуйте!

Вера Алексеевна, расскажите, как создавался фонд?

Благотворительный фонд «Александр Невский» создан 8 декабря 2005 года с целью содействия в реализации социально значимых программ в сфере образования, просвещения, культуры, духовного и нравственного развития детей и подростков, содействия защите материнства, детства и отцовства, укреплению престижа семьи в обществе. Учредителем фонда является ООО «Управляющая компания «Тесар» в лице генерального директора - председатель Совета, физические лица

Совет Фонда организовал попечительский совет, который осуществляет координирующие и попечительские функции в р6еализации благотворительных и социальных программ, способствует продвижению целей и задач Фонда среди населения, осуществляет надзор за деятельностью фонда среди населения в части исполнения принятых Советом Фонда решений, соблюдением Фондом действующего законодательства. Количественный состав 3 человека. Директорат фонда - исполнительный орган Фонда, осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда, организует работу по выполнению решений Совета Фонда, согласовывает программы и проекты с советом Фонда и попечительским советом.

Расскажите об основных направлениях деятельности фонда

Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ.

Вера Алексеевна, расскажите немного о том, что оказывает особое влияние на формирование имиджа Фонда, о проектах.

Мы выполняем проекты, чтобы помочь в решении социальных проблем. Проект- это инструмент для реализации социальных программ.

В 2006 году благотворительный Фонд «Александр Невский» стал победителем регионального конкурса социальных и культурных проектов компании ТНК-ВР в Саратовской области. Проект- победитель «Модель взаимодействия организаций- партнеров и жителей микрорайона «октябрьское ущелье» в решении социальных и культурных проблем местного сообщества» стал проектной площадкой в разработке инновационных социальных технологий решения социокультурных проблем локальной территории. Партнерский проект «организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, по месту жительства на основе духовно культурных традиций славянских народов» некоммерческого партнерства «Творческие технологии» и благотворительного фонда стал победителем муниципального конкурса социальных и культурных проектов.

2007 год. Проект «Добровольчество в системе социальной поддержки малоимущих и социально незащищенных семей» стал победителем Общероссийского конкурса социальных и культурных проектов общественных организаций.

2008 год. Проект «духовно- культурная традиция русской народной игрушки в возрождении традиционных семейных ценностей» краткое название «Русская игрушка» стал победителем конкурса «православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского. Все это в большей степени оказывает влияние на имидж Фонда

Вера Алексеевна, как вы считаете какой имидж фонда, сложился в глазах целевых аудиторий, и вообще ведется ли в Фонде работа по поддержанию этого имиджа.

На мой взгляд, положительный имидж Фонда формируется, как я уже говорила, благодаря реализации проектов, социальной направленности. Мы ведем большую и нужную работу по оказанию помощи нуждающимся. Также положительно на формирование благоприятного имиджа оказывает участие в реализации проектов студентов - добровольцев. Фонд ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.

Самое большое достижение, то, что в Фонд пришли работать на добровольческой основе студенты (реально действуют 31 человек).

1. Информационное продвижение инициатив, дел.

2. Партнерские отношения не сложились с ЦСОН Заводского района. Они не отошли от стереотипа «мы сделаем сами». С их стороны было мало заинтересованности, с нашей стороны мало ресурсов. Необходимо личное отговаривание системы с предполагаемым партнером.

Вера Алексеевна, расскажите о ваших планах на будущее.

Продолжать деятельность на новом уровне. Все зависит от некоторых факторов: качества, актуальности, удачи. Необходимо добиваться чтобы студенты- добровольцы остались в этой работе, повысить их компетентность, обучить их социальному аудиту, организационному аудиту, умению развивать самоорганизационные элементы управления. Чтобы структура, которая начала образовываться не распалась на достигнутом уровне.

Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ. Победа в социальных проектах оказывает большое влияние на формирование положительного имиджа Фонда. Он ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.

По мнению руководителя имидж Фонда представляется в глазах целевых аудиторий с положительной стороны, за счет возможности позиционирования самого себя, при участии в реализации проектов, установление профессиональных связей. Также большую роль играют внутренние межличностные коммуникации в организации.

Уважаемые респонденты, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знаете ли вы организацию Благотворительный Фонд «Александр Невский»?

2. Что вы знаете о Благотворительном Фонде?

А) общественная организация, занимающаяся волонтерской деятельностью

Б) ничего

3. Откуда вы получаете информацию о деятельности Фонда?

А) из печатных СМИ

Б) Сайт Фонда

В) от друзей

Г) интернет

Д) другое_____________________________________________________

4 . Вы принимали участие в реализации проектов Фонда?

5 .В каких проектах Фонда вы принимали участие? Перечислите их

_________________________________________________________

7. Какой имидж Благотворительного Фонда как общественной организации сложился в ваших глазах?

А) положительный

Б) отрицательный

8. Что или кто на ваш взгляд оказывает влияние на формирование позитивного имиджа Фонда?

А) разработка и реализация социально-значимых проектов,

Б) студенты - добровольцев

В) руководитель

Г)визуальный имидж

Д)другое_______________________________

9 .Знакомы ли вы лично с руководителем Фонда?

11 .Хотели бы вы участвовать (продолжать участие) в добровольческой деятельности?

12. Укажите ваш вуз

А) ПАГС Б) СГТУ В) ИСО(филиал в Саратове)

Г) другой_______________________

13 .Укажите ваш возраст

А) 17-18 Б) 19-21 В) 21-23

2.6 Анкетирование

Опрос был проведен в студенческой среде, в нем приняли участие 50 студентов 3 вузов г. Саратова ПАГС, ИСО (филиал РГСУ в Саратове), СГТУ. Это студенты- добровольцы, которые являются основной целевой группой Фонда.

Возраст опрашиваемых 17-23 лет. В результате проведенного опроса, были получены следующие данные:

На вопрос: Знаете ли вы Благотворительный Фонд? Все опрошенные дали положительный ответ. Они знают Фонд как организацию, занимающуюся благотворительной деятельностью. Информацию они получают в основном 30(60%) человек из офиса Фонда - все они добровольцы, а остальные - 17 (34%) человек от своих друзей, 3(6%) человека читали о деятельности Фонда в газетах. Следует отметить, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ. Также никто не отметил, что получает информацию из интернета или с сайта Фонда. А если даже кто и заходил на сайт, то мог заметить, что информация не обновляется уже довольно длительное время.

30(60%) человек ответили, что принимали участие в реализации проекта «Мы - рядом. Мы - поможем». Имидж Фонда, представленный в СМИ, по 5 бальной шкале не переходит 2 баллов. Это еще раз подчеркивает тот факт, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ.

Немаловажную роль в формировании имиджа организации играет руководитель. Ведь именно он осуществляет контролирование всех процессов, происходящих в организации, а также представление ее в глазах целевых аудиторий. С руководителем приходилось общаться лично всем студентам, принимающим участие в проектах (30человек). Но остальные также отметили немаловажную роль руководителя. Это видно при анализе вопроса о том, что или кто влияет на формирование положительного имиджа. Большинство 20 (40%) человек опрошенных ответили - руководитель, 5 (10%) человек - реализация проектов, 15 (30%) человек - студенты - добровольцы,5 (10%) человек - визуальный имидж, 5 (10%) человек ответили что все в той или иной степени влияет на построение имиджа.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что о фонде и о той большой значимой деятельности, которую он осуществляет, знают в основном многие получают информацию непосредственно из офиса Фонда, от друзей. Никто не отметил интернет как средство получения информации о деятельности общественной организации. И лишь маленький процент отметил печатные СМИ. Стало ясно, что на имидж организации оказывает большое влияние имидж ее руководителя. В целом все респонденты оценили имидж Благотворительного Фонда, как организации занимающейся важной деятельностью, направленной на оказание помощи нуждающимся.

В организации к студентам добровольцам обращаются - коллеги, что показывает значимость их мнения при решении возникающих проблем.

Все опрошенные дали положительный ответ на вопрос о продолжении участия в деятельности Фонда.

Благотворительный фонд Владимира Потанина провел настоящую «перезагрузку системы»: хорошо знакомый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с этого года проходит по новым номинациям, стажировки специалистов выросли в программу «Музейный десант», открыта новая программа «Музейный гид», а в рамках партнерской программы запущены учебные курсы в Высшей школе экономики. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Ивановна Орачева рассказывает о смысле преобразований и об акцентах в работе с профессиональным музейным сообществом.

С этого года фонд серьезно пересмотрел свой подход к поддержке музеев. С чем это связано? Прежние номинации по какой-то причине перестали быть эффективными - или музейное сообщество выучило «правильные слова», упоминание которых в заявке автоматически делает ее интересной экспертам?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Существует комплекс причин, которые сподвигли нас пересмотреть деятельность наших программ и деятельность фонда в этой сфере, в целом. Когда фонд запускал музейные программы, мы преследовали определенные цели, в том числе научить музеи вести проектную деятельность, чтобы она вошла в музейную жизнь и стала в определенной степени нормой, а не диковинкой. Мы хотели, чтобы сложилось профессиональное сообщество, появились люди, готовые вносить преобразования в традиционную музейную деятельность. Мне кажется, что за время существования наших программ нам удалось достичь этих целей: музеи изменились, адаптировались к современным условиям, стали реализовывать массу интересных проектов и с нашей помощью, и без нее. Значит, пришло время двигаться дальше.

Номинации конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» никогда не были статичными, они всегда шли в ногу со временем. Перечень номинаций зависит от того, что происходит с музейной сферой в данный момент. Например, номинация «Партнерский проект» долгое время существовала как самостоятельная, но позже мы отказались от нее - не потому, что считаем партнерство не важным, а потому, что уверены, что оно должно быть в любом проекте. То есть мы сместили фокус внимания. В прошлом году нам стало понятно, что первоначальные цели грантового конкурса, в целом, реализованы: с 2003 года более двухста проектов получили поддержку, огромное число профессионалов прошло через наши семинары и оказалось вовлечено в нашу деятельность через различные виды активностей. Нужно учитывать, что процесс не замыкается на победителях, которые получили грант и реализовали свои проекты, он касается всех, с кем они работают, в том числе людей, которые приходят в музей и смотрят на него другими глазами. Если эти цели достигнуты, значит, пришло время ставить новые. Нам приятно, что конкурс стал модельным, послужил примером для других организаций, и появились другие конкурсы, которые продолжили нашу инициативу.

Непросто что-то менять, когда есть устоявшаяся и хорошо работающая схема. Что помогло Вам принять решение?

Запрос на изменения пришел «снизу»: сами участники конкурса говорили, что хотят большего. Определенные запросы накопились и у экспертов, и у руководства фонда. Нам потребовался год на то, чтобы проанализировать наши действия и соотнести их с изменениями, произошедшими в музейной сфере, в том числе с помощью фонда. Когда видение было сформировано, мы предложили новую стратегию с надеждой на то, что и она в течение ближайших десяти лет будет задавать тон в развитии музейного сообщества. Таким образом мы постарались учесть предыдущий опыт и сохранить то ценное, что было накоплено. Вместе с этим, мы нарастили новый багаж и готовы предоставить музейным специалистам больший спектр возможностей: вместо одной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» появились четыре программы, которые предлагают человеку выбор в зависимости от того, чего он хотел бы достичь. Нам кажется очень важным, чтобы выбор инструментов поддержки был достаточно широким.

Можно ли сказать, что фонд переходит от поддержки конкретных проектов к поддержке людей?

Мы всегда поддерживали людей, это наша миссия. Обратите внимание: у любого поддержанного фондом проекта есть не только название, но и автор, лидер, потому что невозможно сделать хороший проект, если за ним не стоит личность. Личность важна. Точно так же важно, чтобы в музее, как и в любом другом институте, появилась критическая масса лидеров. Именно она двигает организацию вперед. Мы будем наращивать эту массу с помощью разных форм поддержки: одни смогут принять участие в конкурсе проектов, другие - съездить на стажировку, третьи решат, что нужно принять других специалистов в своем музее.

В Высшей школе экономики в этом учебном году появились сразу три новых курса по музейному делу в рамках образовательной программы «Прикладная культурология». Партнерская программа - это инвестиция фонда в сферу культуры?

Да, это часть нашей партнерской программы. Мы поддержали инициативу Политехнического музея. Именно он одним из первых ощутил потребность в подготовленных кадрах, но пошел не по пути подготовки музейных специалистов «под себя» - это, как раз, было бы более понятно и просто - а захотел сделать вложение в будущее всей музейной сферы. Нам показалось важным включиться в проект такого рода, тем более, что фонд поддерживает образование в рамках другого направления своей деятельности. Мы рассчитываем на то, что «дивиденды» от этого вклада получат не только студенты и преподаватели, но и все музейное сообщество в целом. Хочется верить, что в дальнейшем благодаря этой пилотной программе появятся российские программы международного уровня, на которых все желающие смогут обучаться современным музейным технологиям, а это позволит поднять престиж профессии и качество работы в музеях. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы окупились вложения в образование, требуется больше времени по сравнению с вложениями в развитие конкретного проекта. Результат появится не завтра. Но мы уверены, что инвестиции такого рода необходимы.

В одном из интервью президента Фонда Потанина Ларисы Геннадьевны Зельковой есть фраза: «Не существует равных возможностей - есть большие города, есть маленькие, у одних музеев большие коллекции, у других - скромные. Если не сделать поправочные процедуры, может создаться ситуация, когда побеждать будут одни и те же успешные проектировщики…». Расскажите, пожалуйста, об этих процедурах!

Мы подошли к определению поправочных процедур во всех конкурсах фонда, отказавшись от искусственного квотирования. Принять участие в конкурсах могут все желающие, но дальше вступают в силу некоторые ограничения.

С прошлого года мы предложили всем подавать заявки онлайн. В этом случае мы уравняли положение тех, кто уверенно в написании заявок, и тех, кто его боится что его заявка не будет принята. Многие боялись посылать заявки, потому что считали, что такая заявка будет потеряна или на нее не обратят внимания. Но когда все заявки поступают через один канал, это исключено. Оформлять заявку онлайн сложно только в первый раз. Нужно только преодолеть психологический барьер. Страх перед компьютером гораздо слабее, чем страх, что московский эксперт не примет заявку просто потому, что она пришла «не оттуда» или оформлена «не так».

Второй важный момент - фонд активно проводит информационную кампанию в регионах: проходят специальные семинары, представители фонда выступают на региональных мероприятиях. Это нужно для того, чтобы показать доступность конкурсов широкой аудитории, а не только учреждениям из крупных городов.

Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы побеждали сильнейшие. Но сильнейшим будет не тот, кто лучше написал заявку, а тот, кто предложил самую интересную идею, уникальный продукт. На этом этапе вступает в силу следующий фильтр - фонд привлек к оценке заявок по всем своим конкурсам региональных экспертов. Благодаря этому люди, которые подают заявки на участие в грантовом конкурсе, и эксперты, которые читают эти заявки, в равной степени понимают особенности работы регионального, муниципального музея. Есть мнение, что тем самым мы создали дополнительные трудности московским музеям: открывая заявку из столицы, эксперт будет учитывать, что в Москве есть больше возможностей, чем в среднем по стране. Чтобы избежать субъективизма в оценке, экспертные пулы формируются таким образом, чтобы не возникало конфликта интересов. Во-первых, эксперты не читают заявки из своего региона. Во-вторых, применяются процедуры нормирования, чтобы веса оценок более строгих и более лояльных экспертов соответствовали друг другу.

Таким образом, удалось предусмотреть региональный фактор и снять возможность субъективизма конкретного эксперта. Нормализованная оценка была введена в прошлом году и уже хорошо себя зарекомендовала.

Региональные экспертные советы действуют у нас первый раз, но особых опасений по поводу их работы у меня нет. Региональные эксперты и раньше участвовали в оценке работ, просто мы меньше акцентировали на этом внимание.

Еще одно важное нововведение - мы стали более активно привлекать в пул экспертов наших грантополучателей. Кто-то из них давно выигрывал гранты, кто-то включился в процесс недавно, но уже зарекомендовал себя в музейном сообществе и теперь помогает новым участникам.

Как можно описать идеального музейного специалиста, которого фонд готов поддержать в его начинаниях?

Идеалы всегда сложно описывать: на то он и идеал, чтобы к нему стремиться... Я бы сказала, что этот человек молод независимо от своего возраста - ему может быть и 25, и 55 лет; он показывает своей работой, что готов воспринимать чужой опыт; не боится делать ошибки; инициативен, то есть предлагает что-то, и готов не только брать, повышать с нашей помощью свои компетенции, но и отдавать. Безусловно, это лидер и профессионал. Эти качества тоже не зависят от возраста. В этом случае мы, вкладывая в одного человека, вкладываем в гораздо большее число людей.

Стажировки - это очень интересно. Но как быть с убеждением скептиков, что зарубежный опыт может быть абсолютно неприменимым на нашей земле?

Знакомство с британским, итальянским, французским, американским опытом - это в первую очередь возможность посмотреть на свою работу другими глазами. Познакомиться не значит механически перенести успешную практику. Даже если взять какой-то готовый механизм и вставить в нашу систему без изменений, но приложить к нему не те руки, он сломается. Стажировка позволяет, посмотрев на чужой опыт, переосмыслить свой собственный. Если в итоге будет сделан вывод, что мы все делаем правильно, появится понимание, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а используем те же или похожие механизмы и методики, и нужно их оттачивать.

Не обязательно ехать за границу, чтобы увидеть что-то интересное - оно может скрываться в соседнем музее. Вполне возможно, что вы сделаете находку там, где и не ожидали. Вот, например, история о том, как можно обыграть вещи, на которые мы обычно не обращаем внимания. У Национальной портретной галереи Великобритании хватает доноров, вход в нее бесплатный. При этом каждый желающий может внести в фонд целевого капитала даже один пенс. Казалось бы, надо ли обращать внимания на такую мелочь? Если бы человек захотел помочь нашему музею десятью копейками, как бы мы к этому отнеслись? «Какие глупости, никто будет этим заниматься! Зачем мне это надо?». Тем не менее, в галерее идет кампания по сбору средств в фонд целевого капитала. Людям, которые пришли в кафе при галерее, предлагается оставить на столе всю ненужную мелочь, которую они получили на сдачу. Сотрудники объясняют, зачем это делать и чем это поможет музею. И оставляют! Мы бы об этом даже не подумали. Этот механизм никак не связан с культурой. Мы привыкли, что музею нужны миллионы. У галереи есть миллионы, коллекции, серьезная поддержка… Но на «копеечку» она все-таки обращает внимание, потому что эта «копеечка» помогает работать с лояльностью посетителей.

Прямой перенос этого опыта не имеет смысла. Но можно понять подход и спросить себя: что из того, на что я привык не обращать внимания, можно использовать в работе?

На Ваш взгляд, есть ли музеи, которым противопоказан музейный десант и любой чужой опыт? Учреждения, которым лучше идти своим путем?

Я думаю, что таких быть не может. Получается музей в клетке. Причем не в той, в которой есть воздух, а в наглухо закрытой коробочке. В таких условиях не может быть развития: чтобы развиваться, нужно соотносить себя с окружающим миром, а для этого нужно знать, что в нем происходит. Поэтому противопоказаний нет. Вопрос в способах применения нового знания.

Возможно, вы нашли собственные механизмы, ознакомились с теми, что есть у других, и пришли к выводу, что ваш опыт нужно укреплять и развивать. Замечательно! Может быть, имеет смысл пригласить коллег к себе - пусть приезжают поучиться. Может, вы действительно стали ростком нового знания.

Кстати, если говорить о «Музейном десанте» - новой программе фонда - то она предполагает не только стажировку российских специалистов за рубежом, но и приезд иностранных специалистов в Россию. Это говорит о том, что коллегам из других стран интересно, как мы работаем, придумываем и воплощаем.

То есть тихо сидеть, занимаясь только научной деятельностью, уже не получится?

Заниматься - для кого?

Для будущих поколений.

А как будущие поколения узнают о том, что это что-то важное, если вы замкнулись в себе? Когда коробочка закрыта, из нее ничего не выходит. Чтобы вышло, нужно ее открыть.

Тогда стоит сделать ряд уточнений по новым номинациям «Меняющегося музея в меняющемся мире». Кого Вы понимаете под местным сообществом?

Все, что окружает музей: людей, бизнес (тем более, что бизнес - это тоже люди)… Это могут быть и фонды местных сообществ, с которыми работает музей, и другие организации культуры, и государство во всех его проявлениях. Номинация «Музей и местное сообщество» нужна для того, чтобы показать, как музей общается со своим окружением, какими способами взаимодействует с ним.

Если музей давно хотел создать свой бренд, чтобы на его основе подготовить сувенирную линейку, может ли он сделать это в рамках номинации «Музейный дизайн»?

Да, эта номинация поддерживает развитие визуальной музейной коммуникации: создание бренда, передвижные выставки, работа с публичными зонами музея. Так ли важен дизайн, если есть большая коллекция?

Сегодня дизайн очень важен, музей должен быть привлекательным. Коллекция может быть потрясающей, но если человек не зайдет в музей, он об этом никогда не узнает. Поэтому нужно сделать так, чтобы посетитель зацепился взглядом, запомнил, заинтересовался. Интересная коллекция должна быть интересно представлена. Сувенирная продукция - это ведь тоже представление музейной коллекции.

Номинация «Музейный старт» предполагает частные инициативы?

Не только частные, но в любом случае некоммерческие. Чтобы поучаствовать в конкурсе по этой номинации, не обязательно создавать новый музей. Можно создать нечто новое внутри музея. Новое направление развития. Или, например, филиал на базе отдельно существующей коллекции. Или новый подход, связанный с развитием музея - например, у музея никогда не было отдела развития, не велась работа с донорами, не было сообщества друзей музея. По сути, музей сам объясняет, что нового он готов предложить. Но это однозначно не новая экскурсия и не лекторий: они- все-таки часть текущей деятельности.

Или, действительно, можно заявить создание нового музея. Это всегда хорошо.

С этого года общий объем грантовой поддержки существенно возрос. За счет чего это произошло?

Мы пересмотрели свой портфель и решили, что важно увеличить суммарный грантовый фонд наших четырех программ. Сейчас мы распределяем через разные конкурсы 75 миллионов рублей. Можно сказать, что мы изменили процентное соотношение статей нашего бюджета: решили, что нам важнее давать средства непосредственно музейным работникам. Оптимизирован сам процесс проведения конкурсов, теперь конкурсы проходят в один тур. Освободившиеся средства были переведены в грантовый фонд, для распределения между победителями конкурсов. Это связано с нашим пониманием того, что музейное сообщество изменилось: сегодня в фонд обращаются люди, которые, в целом, понимают, как оформлять проектные заявки, что такое бюджет проекта. Значит, отпала потребность в обучении в том виде, в котором мы проводили его раньше. Для тех, кому обучение необходимо, существуют другие формы поддержки: можно съездить на стажировку, пойти учиться в ГУ-ВШЭ, послушать открытые лекции… Благодаря перераспределению ресурсов фонд сможет поддержать больше проектов.

Какие глобальные планы фонд ставит перед собой на 2015-2016 годы?

Этот год будет пилотным: важно посмотреть, какие проекты мы получим по каждой из номинаций, как они будут реализованы. При необходимости - внести коррективы. В целом, мы настроены активно реализовывать то, что было начато, и двигаться дальше в этом направлении.

Материал проверен экспертами Актион Культура

В декабре прошлого года Данила Козловский стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге». Михаил Рудин узнал у актера, что входит в обязанности официального представителя организации и кем его видят подопечные.

С декабря прошлого года ты стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге» - или официальным представителем, как это правильно называется?

Скорее лицо фонда. Это получилось довольно спонтанно - с другой стороны, ничего случайного не бывает. На самом деле, я уже давно хотел быть чем-то полезным.

На твоей основной работе ты приносишь недостаточно пользы обществу?

Может быть, вполне достаточно. Но если у тебя появляются возможности быть полезным миру, которые выходят за рамки твоей прямой профессии, их надо максимально использовать.

Как вы нашлись с фондом?

Сначала, конечно, я посмотрел фильм «Антон тут рядом». Уже потом Люба Аркус узнала о моем интересе и предложила записать видеообращение, чтобы привлечь внимание к фонду и центру абилитации. Спустя какое-то время я понял, что хочу сделать для фонда больше.

А какие условия работы лицом фонда?

Мне не ставили никаких условий. Люба спросила, действительно ли я хочу этим заниматься, я сказал «да», и мы стали придумывать, чем я могу быть полезен. И выяснилось, что поле действия для креатива довольно большое. Давай оставим в стороне вопросы, которые касаются привлечения средств, бизнеса - это внутрифондовый разговор. Тебе, скорее, интересна творческая часть благотворительности - например, 8 марта мы провели мастер-класс «Добрый десерт» в ресторане Jamie"s Italian вместе с Ginza Project. Это одна из форм благотворительности, которая интересна мне, как очередная возможность пообщаться с людьми, которые следят за моим творчеством, интересна ребятам из Ginza, потому что проходит на их территории, интересно фонду потому что может привлечь средства и внимание. Это диалог, который может быть интересен не только тем, кто просит денег, но и тем, кто дает их.

У вас есть какой-нибудь план развития на год?

У нас запланирована целая культурная программа. Сейчас мы, например, готовим благотворительный концерт с Алексеем Гариболем. В моем случае, это первый серьезный музыкальный опыт, я никогда в жизни не пел со сцены, не играл в мюзиклах - а это моя мечта. Работы, на самом деле, очень много. И работа будет всегда - это одна из особенностей благотворительности, средств никогда не бывает достаточно. Это надо просто принять, проблем всегда чуть больше, чем возможностей их решать. Но опускать руки нельзя. Сегодня ты один, завтра вас двое, послезавтра - трое, через неделю - уже человек десять. У нас есть в перспективе и расширение центра, и детские лагеря. Пока что мы работаем только в Петербурге, занимаемся с 73 семьями и для нашего фонда это много, если учитывать что мы открылись только в прошлом году. Хочется создать площадку на базе центра, которая могла бы стать - я так очень аккуратно говорю - актовой площадкой для режиссеров, артистов, поэтов, музыкантов. Аутизм - это особенность развития нервной системы, и это очень талантливая болезнь, если можно так говорить о болезни. Это люди дождя, очень талантливые люди, многие из них гениальны - достаточно вспомнить Перельмана, Гейтса, Линкольна..

Ты не строишь воздушные замки?

Особенности воздушных замков в том, что они все-таки могут приобрести деревянный, а то и каменный вид. Надо планировать, мечтать и реализовывать мечты. Я понимаю, что это сейчас звучит дико. Но когда Люба планировала центр год назад, это тоже во многом был воздушный замок. И гораздо воздушней, чем те программы и задачи которые стоят перед нами сейчас. Я не даю вам никаких гарантий, потому что вы же первые с меня спросите через год. Это планы, надежды, мы стараемся их реализовать.

Раз уж ты лицо фонда и центра, ты стал официальным представителем этих людей. Что, по-твоему, они хотят через тебя передать социуму?

Я, к сожалению, не так часто с ними встречаюсь, я все-таки не тьютор, это не моя специальность. Я вижусь с ними, когда бываю в центре, показываю его гостям и партнерам. Но я думаю, что они хотят сказать через меня: не надо нас жалеть, не надо к нам относиться, как к инвалидам или как к чуждым людям, лишним людям. А если у вас есть возможность сделать так, чтобы мы были частью вашего мира, давайте попробуем. Потому что и мы можем быть вам в чем-то полезны. Когда Люба Аркус говорила, что они перевернули всю ее жизнь, я долгое время не понимал, что она имеет в виду. Теперь я понимаю: у них совсем другой взгляд на вещи, другие глаза; у них есть что-то, чего лишены мы в силу разных причин и обстоятельств, и что нам могло бы очень пригодиться. А у них это есть, они это дают.

Дети ведь не воспринимают тебя как актера, они наверняка ассоциируют тебя кем-то из сыгранных тобой персонажей..

Они не такие уж и дети. Мы стараемся заниматься самой социально незащищенной группой людей - после 18 лет. До 18 у нас в стране этой проблемой стараются заниматься - плохо, конечно, но хоть как-то: есть специализированные школы, интернаты. А после 18 считается, что человек неизлечим и его просто бросают. Хотя у нас есть и маленькие подопечные.

Так или иначе, я вел к тому, какой из сыгранных тобой героев мог бы для них быть примером, или с кем они могли бы себя ассоциировать?

Очень сложный вопрос. Непонятно, где что кого зацепит. Я иногда узнаю от зрителей совершенно для меня неожиданные и необъяснимые мысли и впечатления о своих ролях. Если скажу, что ролевой моделью должен быть Харламов, это будет слишком очевидно. Я думаю, этим героем мог бы быть Ральф из спектакля Малого Драматического театра «Повелитель мух». Может быть, потому что он ребенок, и он не отравлен взрослым миром. И они взрослые, но в них есть что-то космическое, если ты понимаешь, о чем я говорю. И в этом они очень беззащитны. Это какой-то космический масштаб наивности в самом прелестном смысле этого слова.

error: Content is protected !!