Роботы-доставщики: новый рынок услуг на финальных стадиях тестирования. Сложности внедрения роботов-курьеров в России
В марте 2017 года робот от Starship Technologies сделал свой первый выезд, а уже сейчас таких роботов можно встретить на улицах Маунтин Вью. Коллеги из Business Insider отследили процесс доставки от начала и до конца, чтобы мы могли познакомиться с роботами-курьерами поближе.
Робот передвигается по тротуарам со скоростью 6 километров в час. Он оснащен девятью камерами и ультразвуковыми датчиками. Все это позволяет ему понимать, что происходит вокруг, и принимать быстрые решения, стоит ему объехать препятствие или остановиться перед человеком.
Перекрестки робот переезжает по правилам. Он способен различать сигналы светофора. Если же робот подъезжает к нерегулируемому перекрестку, на котором он не может быть уверен в безопасности пересечения, он связывается с диспетчером в офисе Starhip Technologies. Робот также отправит сигнал в офис, если кто-нибудь захочет его похитить.
Кстати, на протяжении всего времени путешествия отсек для еды остается закрытым. Он открывается только для сотрудника ресторана, который загружает туда заказ, и для заказчика. Кажется, робот-доставщик безупречен. Хочется увидеть таких на улицах российских городов. Надеемся, что у них не возникнет проблем с нашими тротуарами.
Продажа еды – удивительно выгодный и стабильный бизнес, в США в 2017 г. ее съели на $2068,8 млрд. Бюджет Пентагона в тот год составлял $582,7 млрд. – понятное дело, убить человека можно лишь один раз, а еды он требует трижды в день, плюс кофе-брейки и файф-о-клоки. Естественно, что робототехническая отрасль ну никак не может пройти мимо столь выгодного дела. И тут самым естественным образом выделяются три направления – производство пищи, ее доставка потребителю и приготовление блюд.
Ну, роботизация производства пищи и тесно смыкающаяся с ней роботизация сельскохозяйственной логистики – разговор отдельный. Равно как и промышленное производство пищевых полуфабрикатов. А сейчас мы поговорим о роботизации бытового уровня, доставка еды из магазина и приготовление блюд из нее – тут возникает немало интереснейших разработок, и – что еще интереснее – возможностей очень удобного и выгодного комплексирования этих самых разработок. Очень рентабельного – повар-то всегда сыт, да и у тех, кто кусок шпика передает – руки в сале…
Прежде всего еду, будь то сырые продукты, полуфабрикаты и готовые блюда, нужно доставить из магазина домой. Это можно сделать пешком, посетив «магазин шаговой доступности». Это можно сделать, заехав в гипермаркет. Это можно поручить доставщику – как пиццы и суши из ближайшего кафе, так и воды, и продуктов с «оптового» склада. Что-то можно везти просто так, как коробки с макаронами и консервными банками. Для чего-то лучше взять летом изотермическую сумку – для молочных продуктов, охлажденного мяса… Такие же сумки есть у доставщиков пиццы.
А что должно стать доставщиком? Тут почему-то всем в голову приходит дрон. А вот это довольно странно – воздушный транспорт он, знаете ли, дорог… Много дешевле опираться на землю, чем на воздух – и мощность двигателей нужна куда меньшая, и энергии уйдет куда меньше. Да и безопасней – если кто еще не видел трогательных кадров полета дрона «Почты России» из 105 микрорайона Улан-Удэ в село Тарбагатай Тарбагатайского района Бурятии, то вот они . А падают не только дроны, собранные умельцами из подручных материалов – рушатся с небес и пилотируемые аппараты, новейшие истребители и вертолеты ВКС в Сирии, вылизанные за десятилетия эксплуатации C-130 в Джорджии . И это – за одну неделю…
Но военная авиация летает редко, и лучше где-нибудь подальше от людей. А вот доставка повседневных продуктов питания происходит постоянно и там, где люди живут – представим себе, что все это плывет над нашими головами, да хотя бы и крышами, иногда падая… Человеку много не надо – семьдесят несистемных килограммометров сверху и все. Женщинам и детям значительно меньше. Нет уж, пусть лучше еда прибывает по земле. Как это делает сугубо наземный робот-доставщик от калифорнийской корпорации с эстонскими инженерами и космическим именем Starship Technologies .
Шестиколесный робот Starship движется со скоростью пешехода – 6,5 км/час, имеет грузоподъемность в 18 кг, в которую вполне укладывается подавляющее большинство покупок. Радиус действия – 5 кг. Выбирает маршрут в точку доставки и движется по нему он самостоятельно, но в затруднительной ситуации связывается с оператором. Продукты размещаются в закрытом на кодовый замок контейнере. В ситуации кражи или вандализма робот включает сирену и жалуется оператору.
С весны 2016 г. робот испытывался в США, на улицах Атланты, Бентонвиля (Арканзас), Бостона, Нью-Йорка и Сан Франциско. Потом к ним присоединилась Европа. На территории бывшего СССР роботы применяет финская фирма онлайновой доставки продуктов Wolt , развозя ими заказы в Таллинне. Для этого Эстония даже внесла изменения в свой Закон о дорожном движении, дополнив его статусом «самодвижущихся роботов-курьеров». (Они имеют примерно те же права и обязанности, как и «самобалансируемые транспортные средства», электросамокаты…)
За время испытаний Starship развозили продукты в сотне городов двадцати стран, населенных более чем 15 миллионами человек, пробежав более 160 000 километров. К концу года намечено отгрузить заказчику первую тысячу серийных роботов-курьеров. В 2019 г. планируется значительно увеличить объем поставок. Но этот робот просто привозит продукты – а не все же любят пиццу и полуфабрикаты… Для этого предназначен другой робот – повар. И в столичном магазине роботов мы уже читаем объявление «Двурукий робот-повар Moley заменит хозяйку на кухне»…
Правда, при оформлении заказа мы сталкиваемся с пометкой «Нет в наличии» и предложением уведомит о поступлении товара. Примерно то же наблюдаем и в европейских магазинах, часто с пометкой «Скоро!». Действительно, разработчик робота-повара, лондонская уведомляет о начале поставок в 2018 году и приглашает потребителей зарегистрироваться Ролики с приготовляющим бабушкины спагетти-болоньезе по Сети гуляют уже давно.
24 сустава, 20 электромоторов позволяют роботу с высокой точностью повторять движения рук белкового повара (в частности, для обучения машины использовался опыт победителя английского кулинарного шоу MasterChef 2011 Тима Андерсона). То есть – на горизонте коммерческого применения появляется машина, способная доставать продукты из холодильника, готовить и сервировать еду и складывать в мойку грязную посуду. Возможно, в продажу пойдет уже более совершенный образец, который сможет уложить тарелки и кастрюльки в посудомоечную машину…
То есть – этот год, скорее всего, ознаменуется серийными поставками роботов-доставщиков и роботов-поваров. Самая древняя, самая постоянная и массовая сфера деятельности человека уходит из человеческих рук. И это уже навсегда – даже если конкретная Moley Robotics в очередной раз отсрочит массовое производство (оно уже обещалось в 2017 г.). Продукт из магазина будет доставляться роботом, робот будет готовить и сервировать блюда… И вот такие технологии создают интереснейшие и рентабельнейшие возможности для комплексирования.
Еду везет робот – значит в жилой застройке нужно радикально меньше помещений под магазины. Но – нужны помещения под логистические центры – оптимизация их размещения будет интереснейшей и полезнейшей задачей, где пересекутся архитектура, линейное программирование и урбанистика. Нужны решения для многоквартирных домов, в которых обитает большинство населения России – разновидности постаматов, ящиков с кодовыми замками у домов для доставки несрочных грузов. Нужны роботы, доставляющие замороженные или горячие товары к двери – умеющие ходить по лестницам, как качественные инвалидные коляски.
Ну и робот-повар. Он будет поначалу довольно дорог. Нужен ли он в каждую квартиру? Или возможны разновидности таких устройств для коллективного использования – готовящие для коллектива организации, для жильцов, не имеющих домашних поваров… Ведь одно из применений робота-курьера Starship – это доставка еды сотрудникам компании Intuit в городе Маунтин-Вью, в Кремниевой долине. Не надо самому тащиться по кампусу в кафетерий, не надо стоять в очереди – робот привезет заказ на рабочее место или к облюбованной скамеечке. Так такой бизнес прямо напрашивается на комплексирование роботов-поваров с роботами-доставщиками. Домашняя еда с доставкой – таков может быть симбиоз различных видов робототехники!
Несколько технологических компаний заняты разработкой и тестированием роботов-доставщиков для интернет-магазинов и служб доставки еды в крупных городах. Компании-разработчики уже готовы сформировать новый рынок услуг.
Недавно на улицах Сан-Франциско появился робот Scrappy компании Marble, который может в автоматическом режиме перевозить товары небольшого объема, например маленькие посылки, еду, бытовую химию, лекарства и тому подобное. Робот оборудован сразу несколькими камерами, которые способны фиксировать происходящее вокруг и защитят груз от вандалов и грабителей.
Стартап Dispatch разработал робота-доставщика Carry, который используется в экспериментальных программах в нескольких студенческих городках, где взаимодействует с пешеходами и выполняет разные виды доставки. Специальное мобильное приложение позволяет открыть один из отсеков робота, чтобы достать свою посылку.
Роботы, разработанные британской компанией Starship Technologies, предназначены для доставки непищевых товаров и продуктов питания в радиусе до 6 км. В ходе испытаний роботы Starship уже проехали около 10 тыс. км без единого несчастного случая.
Таким образом, роботы-доставщики могут быть полезными магазинам, ресторанам, аптекам и другим предприятиям сферы обслуживания. Компании могут продавать готовых роботов клиентам или, как планирует Dispatch, предоставлять услугу доставки роботами вместо продажи оборудования. Возможно, такую же схему бизнеса предпочтут Marble и Starship. Так как обслуживание роботов и их программного обеспечения потребует определенных навыков и финансовых вложений, то приобретение доставщиков как услуги станет более выгодным для клиентов. В частности, заказчиком услуг наземной беспилотной доставки может стать гигант интернет-торговли Amazon.com Inc. ( , NASDAQ) или сеть супермаркетов Wal-Mart Stores Inc. ( , NYSE).
Рынок наземной доставки в краткосрочной перспективе выглядит более перспективным, чем доставка летающими беспилотниками, которая развивается не так быстро из-за регуляторных барьеров. Основные рынки для таких наземных роботов-доставщиков - это крупные города и студенческие городки. Преимущество наземных роботов заключается в их компактности, безопасности, простоте управления и относительно большом радиусе доставки (до 5-6 км). Большую часть времени роботы передвигаются в автоматическом режиме, но в случае возникновения проблем, например, с объездом препятствий оператор может мгновенно взять управление на себя.
Видео
Разработчик
Starship Technologies, Эстония
Идея принадлежит Ахти Хейнлу и Янусу Фрийсу. Штаб-квартира в Таллине, представительства в UK, Швейцарии, Германии и США.
Как это работает
При поступлении заказа, устройство самостоятельно подъезжает к точке загрузки. Груз укладывают в специальное хранилище и робот-курьер движется к месту назначения. Заказчик открывает “недра” робота, - для этого достаточно ввести присланный на мобильник код безопасности в мобильном приложении. Сегодня Starship еще не готов предоставить клиентам полностью автономные устройства - управлением первых робо-курьеров займутся сотрудники компании-производителя. Ожидается, что со временем, роботы сформируют карту той местности, где им придется работать, и приобретут некоторую автономность действий. В Starship надеются, что с ростом автономии один оператор сможет одновременно управлять сотней “робокурьеров”.
В Германии хотят дополнить систему доставки с помощью роботов Starship специальными фургонами с водителями, которые смогут подвозить по несколько "заряженных" грузами роботов до точки оптимального (с точки зрения расстояний) старта.
2016.09.15
В чем "фишка"?
Цель робокурьеров - сократить время доставки и логистические издержки, в частности, расходы, связанные с так называемой “последней милей”. На сегодняшний день, доставка чего-либо курьером в центре Лондона может обойтись в $15.5 - как ожидается, Starship позволит сократить эту цифру до $1.2!
На декабрь 2016 года компания не сообщает цену робота, каждый из которых застрахован. Оценочно - это несколько тысяч долларов.
Спецификация
6-колесная платформа, способная к автономному движению по городу со скоростью порядка 6 км/ч, максимальное ускорение - до 16 км/ч
способны перемещаться по тротуарам, самостоятельно уклоняясь от столкновений с пешеходами
9 цифровых камер на борту
вместимость робота - 9-18 кг грузов
дальность доставки 3.2 км
продолжительность работы - 2-3 часа от одной зарядки
автопилот аналогичный тому, что используется в автомобилях Google
система технического зрения с использованием 9 камер
ориентирование - GPS
питание электродвигателей - от Li-ion батареи
постоянная двустороння связь с диспетчером, который может в любой момент взять на себя управление роботом в режиме телеуправления
багажный отсек может открыть только получатель доставки, нужно ввести в мобильном приложении полученный от компании PIN-код
при попытках взлома робот сам позвонит в полицию и запишет видео ситуации
размеры: 55 см в высоту; 70 см в длину
стоимость производства - несколько тысяч долларов
Статус
2017.01.20 В общей сложности разработанные компанией 75 роботов проехали свыше 25 тыс. км в 16 странах и 59 городах; попутно более 3 млн человек увидели роботов в действии.
2017.01.13 Об инвестициях в Starship объявил Grishin Robotics. Для Grishin Robotics это четвертая сделка нового фонда (после Ring, Eero и еще одной, пока не анонсированной компании) и шестнадцатая с момента основания фирмы в 2012 г. Общий размер финансирования, привлеченного в последнем раунде компанией Starship, составил 17,2 млн долл. Среди соинвесторов Grishin Robotics – автомобильный концерн Daimler (владелец бренда Mercedes-Benz), фонды Shasta Ventures (инвестор в Nest, Dollar Shave Club), Matrix Partners (инвестор в Oculus, ZenDesk, Qihoo 360) и другие.
2016.12.28 Испытания робокурьера Starship начинаются в Вашингтоне и в Редвуд-Сити, Калифорния. В рамках испытаний разрешено использовать в городе одновременно не более 5 роботов. По оценкам компании, для обслуживания всех доставок в Вашингтоне хватило бы порядка 10 тысяч роботов. В тестовом режиме роботы объездили уже 59 городов в 16 странах мира, всего около 12 тысяч миль. Из 2 млн встреченных роботами людей, ни один не попытался нанести вред устройству. Впрочем, пока что роботов сопровождают люди, всегда готовые объяснить окружающим что это и ответить на вопросы. / golos-ameriki.ru
2016.12.28 Испытания робокурьера Starship начинаются в Вашингтоне и в Редвуд-Сити, Калифорния. В рамках испытаний разрешено использовать в городе одновременно не более 5 роботов. По оценкам компании, для обслуживания всех доставок в Вашингтоне хватило бы порядка 10 тысяч роботов. / golos-ameriki.ru
2016.09.12 В Праге продукты на дом начнут доставлять роботы-курьеры / vinegret.cz #Чехия
Доставить покупку в пригород за 30 минут и за $1 - вызов, который не примет ни один перевозчик. Зато примет робот, который движется по монорельсу. От идеи к первым прототипам: экономика, конкуренты, ошибки и их осмысление. На аперитив - ответ на экзистенциальный вопрос “Зачем?”
Существующая проблема
Жить не в центре городской агломерации - неизбежно мириться с неудобствами: время проведенное в дороге до работы, отсутствие полноценной инфраструктуры. А еще на качество жизни в пригороде влияет уровень повседневных продуктов, горячей еды, которые можно найти в пешей доступности, как правило это массовый сегмент соответствующего качества. Выбор интернет-магазинов ограничен теми, кто возит в указанную область, тарифы при этом от 250 рублей и везут дольше 12 часов.Единственное решение которое находят жители пригородов вроде меня - это садиться в авто и ехать в ближайший цивилизованный центр за необходимым, заезжать туда после работы, стоять в традиционных пробках. Одним словом - сжигать и без того ограниченное время.
Если умножить эту проблему на количество вовлеченных в нее людей, в одном только ближнем заМКАДье окажется 8 000 000 человек. Из них, согласно статистике, 70% пользователи интернета, и если верить исследованиям GfK , треть - активные покупатели интернет-магазинов. Итог: 1 866 400 человек только в одной Москве и Подмосковье нуждаются в быстрой и недорогой доставке.
На карте указаны новостройки, от нулевого этапа до вводимых в данный момент.
Как быть? Аналоги и конкуренты.
Какое решение ищем: доставку быстрее 2х часов и дешевле 150 рублей - в логистике эта задача именуется последней милей. Но, строго говоря, с быстрым, дешевым и массовым решением мир пока не столкнулся.Рассмотрим альтернативы и начнем с экзотических (далее красным подчеркнуты пункты технически непреодолимые):
Дрон
Пять инженерных проблем дронов:
- Все еще работают на пределе своей мощности (это небезопасно для тех кто внизу).
- Пока не умеют работать в режиме авторотации (и снова, проблема для людей внизу).
- Малый ресурс массовых аккумуляторов, что сказывается на радиусе действия (ждем новое поколение).
- Экономика дрона, как транспорта, заставляет волосы на голове логистов шевелиться: стоимость перевозки 1 тонны груза на одну милю пока составляет $2000 . Это самый дорогой транспорт из доступных, и все из-за отсутствия легких, дешевых и не энергоемких мозгов.
- И наконец, габариты дрона , который перемещает груз в 20 кг.
Starship
Повозки на колесах не требуют сложной инфраструктуры, выносливы и показывают эффективность в малоэтажной Америке, но тоже имеют недостатки:
- Вовлечение человека, даже если часть функций на себя берет робот. Например, в случаях, когда повозка не знает как себя вести на перекрестке.
- Стоимость оснащения мозгами такого устройства пока еще высока, но достигнет приемлемых значений в ближайшие 3 года.
- Скорость, это, пожалуй, ключевой недостаток - двигаться по тротуару быстрее 15 км час не получится из соображений безопасности пешеходов.
- И малый радиус действия, который по заявлению производителей , пока не превышает 2 мили, что серьезно ограничивает область применения.
Теперь к существующим решениям:
Постаматы + курьер
Это решение позитивнее с точки зрения экономики и посылку можно будет забрать на следующий день, так-как развозка груза производится ночью в отсутствии трафика на дорогах. Однако, если учитывать, что мы говорим о 15-летнем горизонте событий, то устроит ли людей будущего доставка через 12 часов?
Беспилотные автомобили
В будущем повышенный риск представляют беспилотные автомобили, которые двигаются по дорогам на которых налажено движение без пробок.- самая капиталоемкая часть инфраструктуры уже готова - дорога;
- транспорт относительно дешев;
- грузоподъемность от 300 кг;
- доступ ограничен наличием дороги.
Возникает единственное препятствие от которого зависит все: а смогут ли дороги разгрузиться через 15 лет с приходом автопилотируемого транспорта, с учетом роста населения, модернизацией дорожной инфраструктуры?
Не думаю, что есть человек, который смог бы ответить на этот вопрос достоверно.
Монорельс
Мы же предлагаем иное решение задачи - прокладка инфраструктуры над уже существующими дорогами в виде компактного монорельса и подвижного состава (шаттлы), способный перемещать груз по весу и габаритам покрывающий 90% ежедневной потребности в доставке.
Разумеется, в инфраструктуру входит квартальные постаматы и специализированные депо на стороне складов, которые принимают груз к отправке. И такая система не предполагает участие человека - от момента клика на сайте магазина до момента забора посылки.
Сравним аналоги:
Несмотря на то, что «The last mile report 2017» от Barclays относится к британской аудитории, опрос жителей Москвы и Подмосковья указывает на схожие результаты. Люди не готовы весь день ждать посылки, не понимая, во сколько она прибудет и в редких случаях готовы переплачивать за скорость доставки.
Можно предположить, что в ближайшие 10 лет ситуация изменится и людям будет нужна мгновенная доставка для импульсивных повседневных покупок, как, например, это уже стало популярно в некоторых городах США, где осуществляется доставка за час , благодаря слаженной работе складского персонала, роботов и курьера Amazon. Дистанция до клиента при этом составляет не более пары километров.
Преимущества монорельса
- в отличии от наземных беспилотных решений, монорельс не зависает в пробках, не останавливается на перекрестках дорог - что отражается на скорости доставки;
- грузоподъемность такого решения ограничена только прочностными характеристиками шаттла и пути;
- прогнозировать время прибытия груза куда проще, по отношению к существующими аналогам - важно знать, что посылка будет вовремя и не придется ждать;
- автопилот для одномерной задачи уже создан, а значит проект не относится к играм в R&D;
- решение будет бесшумным - хорошая новость для тех, кто устал от шума за окном;
- всепогодность - неоспоримое преимущество перед тем, что летает или перемещается по земле (во всяком случае, если речь о климате, который свойственен северным широтам).
Недостатки монорельса
- стоимость инфраструктуры - текущая задача, получить технологию производства, сборки и монтажа пути, стоимость которой стремиться к минимуму;
- затраты на обслуживание пути и подвижного состава - минимизируем благодаря роботизации производства;
- согласование прокладки инфраструктуры в городе или пригороде - предсказуемое препятствие на уровне города и муниципалитетов. Механизм не так прозрачен как хотелось бы, но мы верим, что это будет не сложнее чем согласовать, скажем, троллейбусную линию и речь пока не идет о центре города.
Экосистема монорельса
Постамат
Постамат по-соседству - круглосуточно принимает и хранит груз до востребования. Если нет желания идти до него пешком - местный курьер сделает эту часть работы за вас. Благодаря коротким дистанциям, он как почтальон, обслужит до 30 адресов в день, а значит разовая услуга будет в пять раз дешевле, чем курьер из города.Складское депо
Складское депо - автоматический терминал отправки грузов на стороне склада интегрируется во внутреннюю логистику, а собственный парк шаттлов гарантирует отсутствия задержек в отправлении груза.
Подвижной состав
- подвижной состав - компактные автоматические шаттлы совмещают в себе надежность железнодорожного транспорта с мобильностью дрона;
- скорость движения 45-60 км/ч - доставка на дистанцию в 12 км, вместе с процессом обработки и сборки груза займет 30 минут;
- высота прокладки монорельса - 4-6 метров.
Путевая структура
На первом этапе развития сети она опоясывает город по линии МКАД и соединяет все находящиеся в километровой зоне склады между собой. Пригородные ветки строятся над существующей дорожной инфраструктурой, над разделительной полосой шоссе или вдоль железнодорожных путей.
Постаматы размещаются вблизи сосредоточения трафика жителей с максимальным охватом аудитории.
Экономика монорельса
Это тема отдельной статьи с подробными выкладками (если будет интерес аудитории - опубликую), поэтому назову ключевые цифры: капитальные затраты на сооружение 1 км трассы - $420 000.Таким образом, оснастить монорельсовой сетью агломерацию Москвы и Московской области за МКАД обойдется в $129 756 000.
Исходя из того, что каждый пользователь приносит $12, а активная аудитория будет составлять 1 866 400, то возврат инвестиций будет на 5-й год.
Будем считать такую оценку оптимистичной.
Что может пойти не так или риски
- расходы на согласования строительства инфраструктуры могут оказаться выше - зависит от уровня поддержки проекта на уровне правительства Москвы;
- оценка аудитории и ее вовлеченность может быть завышена;
- оценка капитальных затрат в инфраструктуру может быть занижена.
Про путь
После того, как мы перебрали возможные варианты композиции подвижного состава, задача распалась на два возможных решения: активный шаттл - пассивный путь, активный путь - пассивный шаттл (речь идет о смене направления движения на перекрестках).Так на железных дорогах, традиционном монорельсе и в цеховой логистике эту задачу решают стрелки, которые переводят подвижной состав с одного направления на другое. У такого решения есть ряд неоспоримых преимуществ: подвижной состав прост в изготовлении и у него высокая надежность. Все решения о направлении принимает система, а значит нет необходимости оснащать мозгами сам шаттл.
Недостатки
Стрелки надо обслуживать, в холодное время года прогревать, чтобы не смерзались подвижные части. А с ростом трафика они же будут являться ограничением пропускной способности системы, так как будут вынуждены постоянно переключаться на особо активной развилке. И это скажется на ресурсе стрелки.Альтернатива
Путь с пассивным переходами, когда решение куда двигаться принимает шаттл и сам перемещается с трека на трек. Аналогов у такого решения уже меньше, распространены там, где речь идет о плотном трафике.Плюсы
Простота обслуживания пути, плотность трафика и интервал движения ограничивается только способностью шаттла переместиться с трека на трек.Минусы
Усложнение конструкции шаттла, повышение стоимости с одновременным падением надежности и шаттл необходимо делать умнее.Не дав для себя однозначного ответа, мы решили провести эксперименты и начать с пассивного шаттла - активного пути.
Форма рельса
Всегда выбор между простотой конструкции и его функциональностью. От простых металлических жгутов-тросов и целой системы из двух и более рельс, которые удерживают подвижной состав в необходимом положении. Кроме этого, рельс должен содержать пару контактных проводов, если речь идет не об аккумуляторном решении.Про шаттл
- себестоимость $800 (при массовом производстве), в противном случае начинаются проблемы с экономикой;
- грузоподъемность до 20 кг вместе с тарой-контейнером, при весе шаттла до 25 кг;
- скорость: 45-60 км/ч на прямой без уклонов с нагрузкой 20 кг.
Что должно входить в конструкцию шаттла:
- узел токосъема или аккумуляторная батарея;
- механизм снятия шаттла с монорельса ручным безопасным способом;
- решение автоматического крепления контейнера с грузом;
- решение всепогодности (защита узлов от воздействия атмосферы);
- система автоматического управления шаттлом;
- система точного позиционирования на дистанции;
- система защиты от столкновения с помехами на пути: на локальном уровне должен сам принимать решение, если речь идет о препятствии или соседе по ходу движения (причем дистанция чувствительности должна быть достаточной для принятия решения и полной остановки подвижного состава).
И в заключении
Проблема последней мили требует решения, которое вписывается в реальность взвешенной экономикой и наличием соответствующего спроса на рынке, а его зрелость пока ответ открытый, логисты считают, что мгновенная доставка массовому потребителю потребуется не скоро, но это вопрос времени, достаточно посмотреть на опыт Сингапура, Гонконга и США.Экономика решения выглядит состоятельной, но при условии всесторонней поддержки со стороны городов. При этом, самому городу это дает относительную разгрузку периферийных дорог и шоссе от транспорта локальной логистики, пропорциональное сокращение выброса CO2 и улучшения экологической ситуации.
Образовался паритет технологий вокруг двумерной и трехмерной задачи управления транспортом, задача же одномерная - монорельс, относится к разряду решенных, а, следовательно, техническую гипотезу проверять не нужно. Остается подтвердить состоятельность экономической модели на грузовом потоке и установить разумный срок окупаемости, путем сокращения капитальных затрат в инфраструктуру и подвижной состав. При равных условиях на рынке, преимущество будет у решения, которое начнет масштабироваться первым и легкий монорельс претендует на эту роль.
Следующие посты посвятим прототипу шаттла и постамата, устройству эстакады монорельса.