Скачать презентацию на тему левша. приходится расплачиваться микроминиатюристам

Бабенко Елена Валентиновна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Пристень Ровеньского района Белгородской области
Наименование материала: электронный образовательный ресурс
Тема: интерактивная презентация к уроку литературы "Лесков Н. С. Сказ "Левша"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: среднее образование

Н.С.Лесков

Сказ «Левша»

Н.С.Лесков

Орловского уезда Орловской губернии в семье

Семена Дмитриевича Лескова, заседателя

Орловской уголовной палаты, дворянина по

выслуге. Творческий путь Николая Семёновича

был сложным и противоречивым. Детские годы его

прошли на Орловщине на небольшом хуторе.

Первые детские впечатления, связанные с

родительским домом и орловской землей, самые

теплые, самые радостные. Взрослая жизнь

началась для Лескова рано в 15 лет и была

наполнена многочисленными странствиями, и

общением с самыми разными людьми. В своих

многочисленных путешествиях Н С Лесков увидел

российскою жизнь неблагополучной и

неустроенной. И нашел возможность обновить и

улучшить ее. Писатель считал что надо поставить

во главу угла человека его духовное возрождение.

Поэтому во всех произведениях Лескова главное -

это человек и его стремление к добру.

История создания

Н С Лесков в первых печатных

редакциях предпослал рассказу такое

«предисловие»: «Я записал эту легенду в

Сестрорецке по тамошнему сказу от

старого оружейника тульского выходца,

переселившегося на Сестру-реку еще в

царствование императора Александра

Первого. Рассказчик два года тому назад

был еще в добрых силах и в свежей

памяти, он охотно вспоминал старину,

очень чествовал государя Николая

Павловича, жил «по старой вере», читал

божественные книги и разводил канареек

Люди к нему относились с почтением» Но

весь этот рассказ сочинил в мае месяце

прошлого года, и Левша есть лицо мною

выдуманное» Вся эта выдуманная

история была нужна Лескову для

создания иллюзии непричастности

Сюжет

Сказочная история стальной блоки кажется не очень

замысловатой: получил император Александр I в подарок от

англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой

и забыл. Нашел блоху его преемник император Николай I и

поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским

мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав

удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет

сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев:

проверяется их ловкость и мастерство, выдумка и сноровка. А

когда Левшу всеми силами уговаривают остаться в Англии, у

главного героя проверяется его чувство любви к своему

отечеству, его отважный героизм.

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их

понимаете?

«Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России,

так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а

того мастера сейчас же благородным бы сделал».

«Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде

пубеля, ты мне за всех ответишь».

«Это, - говорит, - против нашего не в пример

превосходнейше».

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не

чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни

Бог войны, они стрелять не годятся».

Иллюстрации к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Языковые особенности сказа

Н.С.Лескова «Левша»

двухсестная карета

бюстры

мерблюзьи мантоны

непромокабль

пистоля

аглицкая сталь

мелкоскоп

пубель

тугамент

постыждение

студинг

публицейские

ведомости

твердиземное море

долбица умножения

стирабельная

дощечка

аболон полведерский

буреметр

клеветон

ВИКТОРИНА

Почему Платов обращается за

помощью именно к

тулякам? Чем знаменита

Тула?

Почему главный герой лишён

имени и даже прозвище

его пишется с маленькой

буквы?

Как представлен левша?

Найдите детали описания

внешности, отметьте

особенности поведения.

Как ведется работа по созданию

диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Современные Левши

Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ

"Сказ о тульском косом Левше и

стальной блохе". 1974

Современные Левши

Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон,

что не на много больше диаметра человеческого волоса.

В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было

безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка

работы на последней стадии завершения - это та плата которой

приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов

расположены

в игольном ушке.

Высота верблюдов 80-

100 мкм (0,08-0,1 мм).

Материал - платина.

Верблюды в игольном

ушке относятся к

классическим работам

искусства

микроминиатюры.

Современные Левши

Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка

размещены на срезе макового

зернышка. Высота Чебурашки -

0,6 мм, Гены - 1,4 мм.

Выполнить эту работу было

черезвычайно трудно. Эти фигурки

трехмерные, а обработать

трехмерный маленький объект

очень и очень сложно. Ведь

плоский объект можно приклеить и

затем обрабатывать, а трехмерный

объект приклеить довольно сложно.

Обратите внимание на пуговички и

бабочку у Гены. У крокодила Гены

есть даже зубы! Они сделаны из

платины.

Труднее всего было придать лицам

героев выражение. Сложность

создания проявляется и в том, что

детали изготавливаются отдельно и

собираются лишь на последней

стадии.

Современные Левши

Буратино

На срезе виноградной

косточки размещены

Буратино, лягушка и

черепаха Тортилла,

выглядывающая

из «воды».

К сожалению, зрители

редко замечают

лягушонка, сидящего

рядом с Буратинно.

Черепаха протягивает

Буратино именно золотой

ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды,

т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние

чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши

Авианосцы

На спинке колорадского жука

размещены американские

самолеты, на спинке божьей

коровки - наши.

В этой работе показана не

столько техника, сколько

преподносится идея. На

колорадском жуке размещены

американские самолеты, на

божьей коровке - наши.

Почему американские

самолеты на колорадском

жуке - потому, что жук этот

родом из Америки и очень

прожорлив. А почему наши

самолеты на божьей коровке

- потому, что она Божья.

Современные Левши

Рисовое зернышко

На срезе написан

фрагмент

из рассказа

Лескова Н. С. «Сказ

о тульском Левше

и о стальной

блохе».

На рисовом

зернышке

уместилось

2027 букв

в 22 строчки.

Рисовое зернышко

было разрезано и

отполировано.

Текст

выгравирован.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались

буквочки, а затем они затирались черной краской.

Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку,

расположенную рядом с первым словом.

Современные Левши.

Владимир Аниськин

Cлайд 1

Н. С. ЛЕСКОВ «ЛЕВША» ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Автор презентации:Тхазаплижев Идар, учащийся 6 класса МОУСОШ №17 (г.Клин) Руководитель: Захарова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Cлайд 2

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ АВТОРЕ Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 году он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846 году, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В 1857 году Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Портрет Н. Лескова работы В. Серова.

Cлайд 3

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году - роман «На ножах». Лучшие произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.), «Воительница» (1866 г.), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869 г.) и «Захудалый род» (1874 г.) прошли почти незамеченными. Лесков вошёл в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Он был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 века (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884 г.), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894 г.), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887 г.), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890 г.).

Cлайд 4

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы. 21 февраля (5 марта) 1825 года писатель скончался. Похоронен Н. С. Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Могила Н. С. Лескова на Волковом кладбище. Памятник Н. С. Лескову в Орле.

Cлайд 5

Cлайд 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ЛЕВШИ» Повесть «Левша» была создана и впервые напечатана в журнале «Русь» в 1881 году под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием произведение вышло в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили... Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника... »

Cлайд 7

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Cлайд 8

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» Николай I поручил Платову cреди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

Cлайд 9

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Cлайд 10

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Cлайд 11

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Повесть «Левша» - это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Cлайд 12

ЛЕВША - ТАЛАНТЛИВЫЙ РУССКИЙ МАСТЕРОВОЙ, ОРУЖЕЙНИК. ЭТО ИМЯ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ ТАЛАНТЛИВОГО ВЫХОДЦА ИЗ НАРОДА, МАСТЕРА С ЗОЛОТЫМИ РУКАМИ. Основные персонажи

Цели:

  • познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
  • развивать умение работы с текстом;
  • заинтересовать необычностью повествования;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)

2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1 , слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1 , слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л П О Л И Т Е Р А Т У Р Е В 6 К Л А С С Е История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

2 слайд

Описание слайда:

ознакомить с творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», подготовить учащихся к пониманию его темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительно-выразительных средств сказового языка ЦЕЛЬ:

3 слайд

Описание слайда:

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть те, кто вырывается из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Герои Лескова – люди Русской земли, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. В своих многочисленных путешествиях Н.С.Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Он нашёл возможность обновить и улучшить её – писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

4 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» И.С.Аксаков Н.С.Лесков В январе 1881 года Иван Аксаков, только что открывший в Москве газету «Русь», просит у Н.С.Лескова что-нибудь беллетрическое. Он понимает риск (у Лескова – опасная репутация). Но просит. Вот две реплики из их переписки. Аксаков – Лескову, 4 января 1881 г., из Москвы в Петербург: «...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость – это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьём, а не угощать щелчком... Поняли?» Лесков – Аксакову, 7 января 1881 г., из Петербурга в Москву: «Понял... Но я не совсем с Вами согласен насчёт «хихиканья»... Хихикал Гоголь... и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой «хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал?.. Вы говорите: «их надо дубьём»... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся».

5 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьёзным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это «хихиканье». К «Левше» оно имеет самое прямое отношение. Именно «Левшу» вынашивает в эту пору Лесков и именно к «Левше» психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянётся народом – народ, «вечная» тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: «хаос»! Он пишет «Левшу»: «Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза», – ещё раз предупреждает он Аксакова 12 мая.

6 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Через неделю Лесков везёт в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду, басню, или уж вовсе по-лесковски: «баснословие». Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину… читал божественные книги… разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

7 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Впервые сказ напечатан в журнале «Русь» в 1881 году, в № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году. Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу «предисловие». Однако вскоре автор сам «разоблачил» себя: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания обманной иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.

8 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. В сюжете сказа смешаны выдуманные и реальные исторические события.

9 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Николай I поручил Платову среди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

10 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с подшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

11 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, приходится признаться, я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное».

12 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Повесть «Левша» – это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально- патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

МБОУ СОШ № 20 г. Ставрополя Учитель: Маслова Юлия Павловна Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.С. Лескова на тему: «Образ народа в сказе Н. С. Лескова «Левша» 1. На иллюстрациях изображены следующие эпизоды: 1 _____________________ 2 _____________________ 3 _____________________ 4 _____________________ 5 _____________________ 6 _____________________ 7 ______________________ 2. Художники обращают внимание на …. 3. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации: « …….» 4. Главные черты образа левши (внешность, поведение, речь, характер) 5. Три самые главные, основные, яркие черты образа левши (+) 1 (-) 2 3 Сюжет Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев – проверяется их чувство любви к своему отечеству. Александр I Платов Матвей Иванович (1751-1818) – граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном. Тульские мастераоружейники Николай I Левша Тестирование: А) Знание текста: 1. С какой буквы автор пишет “ЛЕВША”? (со строчной) 2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы) 3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику) 4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”) 5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.) Б) Проверка литературных терминов: Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. О Левше и о народе Н.С. Лескова спрашивали: «…так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?..» Аннинский Л.А. Укушетка Свистовые Долбица Аболон полведерский мелкий Мерблюзьи микроскоп Керамиды Верояции Нимфозория Пубель Ногавки студень пудинг Тугамент Дансе Публицейские Буреметр Твердиземное море клевета фельетон Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведникималенькие великие люди». М. Горький ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.). Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники – «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Праведник – это обязательно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…» РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА художники Кукрыниксы художник И. Глазунов 1. На иллюстрациях изображены следующие эпизоды: 1 _____________________ 2 _____________________ 3 _____________________ 4 _____________________ 5 _____________________ 6 _____________________ 7 ______________________ 2. Художники обращают внимание на …. 3. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации: « …….» 4. Главные черты образа левши (внешность, поведение, речь, характер) 5. Три самые главные, основные, яркие черты образа левши (+) 1 (-) 2 3 «Русский человек со всем справится». Он безмерно одарен, талантлив и простодушен, добр, душевно щедр, силен физически, бесстрашен и стоек, всегда способен прийти на помощь слабому, ему присущи высокая нравственность и патриотизм, русскому человеку «за народ очень помереть хочется», « а просвещение его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Это основные черты русского национального характера. России и русскому народу суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдут они свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.

error: Content is protected !!