Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста Восприятие в доу

На чтение 6 мин. Просмотров 9.2k.

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают. А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить. Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Что же такое восприятие ребенка?

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему , то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве.

Восприятие осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения. Может быть восприятие запаха, цвета, тяжести и т.д.

Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.

Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.

В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Слуховое восприятие

Дошкольнику аудиалу нужно давать информацию в виде аудиозаписей. Можно пропевать отдельные звуки, слоги, прослушивать диски с учебными текстами.

Слуховое восприятие ребенка хорошо развивается на уличных прогулках, полезно предлагать детям послушать звуки, определить, шумы и сигналы автомобилей, шум самолета другие. Можно попросить различить шумы с прикрытыми глазами. Например, можно определять, машина идет или находится на месте. Далеко машина или близко.

Зрительное восприятие

Детям визуалам нужно больше , картинок, иллюстраций. , можно рисовать буквы, разыгрывать сценки с персонажами сказок, показывать видеоролики.

Так как зрение у детей визуалов является основным средством восприятия информации, то следует подбирать специальные для этого упражнения.

Подбирать дидактические материалы, различные мозаики и конструкторы — важный способ передачи детям учебной информации. К упражнениям развития зрительного восприятия относятся такие, как «Сложи узор», блоки Дьенеша и другие. Если использовать мозаику или паззлы, то детали должны быть оптимального размера.

Обязательно нужно проводить зрительную гимнастику. Ее проводят 3 раза в день. Продолжительность зрительных упражнений 3-5 минут. Упражнения нужно разнообразить, они должны быть в игровой форме, чтобы детям эмоционально было приятно выполнять такие упражнения. Зрительные игры и упражнения способствуют улучшению кровообращения, корректируют зрительные процессы. Для этого можно использовать и специальные тренажеры.

Тактильное восприятие ребенка

Ребенок кинестетик должен сам рисовать или лучше вылеплять буквы из пластилина.

Чтобы развить тактильное восприятие ребенка можно предлагать ему исследовать различные природные материалы или разные предметы с отличной структурой. Как правило, дети хорошо различают на ощупь предметы по форме и размеру.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с фольгой. С закрытыми глазами они сначала должны смять фольгу, скатать шарик, потом разгладить фольгу.

Очень интересное упражнение — определить, что находится внутри шарика.
В каждый шарик помещаются различные вещества — вода, мука, песок, горох, разная крупа (манка, рис, гречка). Детям предлагают на ощупь найти парные шарики, в которых находятся одинаковые вещества.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

У всякого возрастного периода в жизни ребенка есть своя ведущая деятельность и главные психические процессы. Гармоничное развитие ребенка предполагает, что эти процессы должны формироваться последовательно. Если один из них не будет сформирован, то это повлечет негативные последствия, например, отставание в развитии детей раннего и дошкольного возраста.

В младенческом возрасте (до двенадцати месяцев) важны ощущения, в раннем возрасте (от двенадцати месяцев до тридцати шести) роль отводится формированию речи, в дошкольном периоде (от 3 до 7 лет) – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление.

Новый психический процесс сложнее предыдущего. Так, механизм восприятия существенно сложнее ощущений, а мышление – более объемный процесс, чем восприятие.

Каждый день на ребенка обрушивается огромный поток информации, которую нужно переработать. Это требует высокой познавательной активности и вовлечения всех познавательных функций: ощущений, восприятия, памяти, внимания и т.д. Причем, все эти процессы тесно взаимодействуют – без внимания не существует восприятие, а без восприятия не заработает память. Некоторые психологи считают, что в раннем возрасте память – это не что иное, как восприятие хорошо знакомых предметов – причем, ориентируется ребенок исключительно на форму. Поэтому, например, ребенок может не узнать маму, которая надела новую шубу и шапку.

Для чего нужно развивать восприятие у детей дошкольного возраста?

Значение каждого психического процесса сложно переоценить. Ощущения дают ребенку уверенность и первое представление об окружающем мире. Освоение речи это основа успешной социализации и дальнейшего полноценного интеллектуального и эмоционального развития. Восприятие в свою очередь это фундамент, основа для мышления, памяти, внимания, воображения – то есть тех функций и процессов, которые станут ведущими во время обучения в школе. Психические образы, формирующиеся через восприятие, это инструменты, которыми оперируют эмоции, память, мышление и т.д.

Восприятие отвечает за анализ и соединение всех получаемых из окружающего мира данных, их переработку. Например, позволяет собрать воедино все свойства предмета, отметить его особенности, и, тем самым, получить его полный образ.

Выделяют несколько основных свойств восприятия:

  • Предметность – выделение предмета из пространства;
  • Целостность – соотнесение всех свойств предмета, выделение их взаимосвязи;
  • Константность – выделение предмета даже в условиях изменяющегося пространства;
  • Обобщенность – отнесение одного предмета к определенному классу.

Восприятие относится к перцептивным процессам, то есть тем, за которые отвечают органы чувств: глаза, уши, нос, рот и т.д.

Очень просто объяснить работу этот психического процесса с помощью примера: яблоко мы воспринимаем комплексно. Мы видим форму, цвет; ощущаем запах; можем потрогать и попробовать на вкус. Таким образом, с помощью органов чувств мы полностью оцениваем предмет по совокупности его свойств, и делаем вывод, что перед нами – яблоко.

В чем проявляется восприятие?

Во-первых, восприятие у детей проявляется во внимательности, способности замечать особенности предметов и явлений. Восприятие у дошкольников в принципе должно носить произвольный характер, то есть ребенок уже способен целенаправленно рассматривать, изучать, искать.

Для детей в возрасте трех-четырех лет характерно отмечать самые яркие особенности предмета – его цвет, форму, материал, вкус (желтый лимон, сладкий арбуз). Но чем больше ребенок осваивает окружающее пространство, тем больше он видит черты, которые отличают один предмет от других. Уже в четыре-пять лет появляется способность сравнивать, замечать сходства и различия. Таким образом, для формирования и развития восприятия имеет значение жизненный опыт, кругозор.

Во-вторых, способность ребенка оценивать временные промежутки, осознавать такие понятия как «вчера, завтра, сегодня» - это тоже признак зрелого восприятия, как и способность человека оценивать на глаз расстояние или размер предметов. Восприятие времени, кстати, дается ребенку существенно сложнее, чем восприятие пространства. Ребенок трех-четырех лет может сказать «когда я был маленький», но он будет вкладывать в это совсем другое значение, чем взрослые. Восприятие пространства, то есть способность оценить положение вещи относительно пола, потолка или другого объекта – задача, которая подвластна уже детям старшего дошкольного возраста.

В-третьих, способность выявить основное – важная опция, которой должен овладеть ребенок к тому времени, как он пойдет в школу. Процесс развития продолжается и в школьном возрасте. Для этого учителя используют наглядные дидактические материалы, уделяют внимание экскурсиям в музеи, театры, зоопарк и т.д. Ведь для школьника способность обобщать, выделять основное, составлять описание предметов и явлений это главная задача и основа обучения.

Навык обобщения и классификации проявляется в способности проанализировать собственный опыт, определить тип предмета на основе анализа, облечь впечатления в словесную форму и выразить свою мысль.

Активное использование речи для называния качеств, признаков предметов, их сходств и различий также важно для развития восприятия. Не менее важно для восприятия у дошкольников, чтобы взрослые проговаривали и указывали – на что нужно обращать внимание. Только так ребенок учится концентрироваться на важном, улавливать суть.

Таким образом, для восприятия необходимо:

  • Расширять кругозор ребенка;
  • Общаться с ним, вместе описывать свойства и черты предметов и явлений;
  • Больше трогать предметы, изменять их форму, раскрашивать – то есть через действие учиться полно воспринимать;
  • Заниматься подвижными играми, танцами, различными видами спорта – чем больше ребенок воспроизводит повторяющихся действий, запоминает их и действует по определенному сценарию, тем больше развивается память, закрепляется познавательная функция и лучше развивается психика в целом;
  • Ставить задачу – например, просить его рассказать о контурах, оттенках, размере предмета.

Для восприятия эффективны занятия лепкой, конструирование, чтение, прослушивание музыкальных произведений. Лепка учит правильно воспринимать и осознавать контуры, объемы предметов. Рисование учит правильному восприятию цветов и оттенков. Знакомство с предметами искусства развивает наблюдательность и эстетический вкус.

С помощью игры, особенно ролевой, ребенок перерабатывает полученную из окружающего мира информацию, моделирует поведение взрослых, копирует их поступки и примеряет на себя. С помощью игры также происходит развитие у детей дошкольного возраста.

Тесная связь восприятия с мышлением прослеживается в трех стадиях процесса, которые выделяют психологи. Первая стадия – предметная или период перечисления. Характерна для детей в возрасте от двух до пяти лет. Ребенок просто называет предметы, изображенные на картине.

Вторая стадия – стадия описания. Ее проходят дети в возрасте от шести до девяти лет. Дошкольник способен связно описать сюжет полотна. Для восприятия уже на этом этапе можно играть в игры типа «найди семь отличий», «сравни картинку», «найди пару предмету» и т.д.

И третья стадия – толкования. На основе собственного опыта, ребенок может пытаться придумать сюжет картины, добавить подробности «от себя», построить причинно-следственные связи.

Для восприятия важно гармоничное и полное развитие детей дошкольного возраста, ведь многое опирается на накопленный опыт, на ощущения. Важно, чтобы малышу были доступны одинаково все способы и методы познания окружающего мира, причем нужно учить его рассматривать, ощупывать, проговаривая важные особенности предмета. В современной психологии существуют методики, которые позволяют провести диагностику различных психических функций у детей.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым. Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму. Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий.

Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.

Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.

Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев.

Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.

Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества.

В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества.

Методики развития восприятия в раннем возрасте

Развитие восприятия у дошкольников происходит с помощью сенсорного ощущения и формирования сенсорных способностей. Основной задачей в этом возрастном периоде становится развитие восприятия формы, величины и цвета предметов.

В дошкольном возрасте ребенок должен воспринимать не менее 6 цветов, выбирать их по образцу, определять контрасты, собирать пирамидки, составлять целый рисунок из фрагментов, различать предметы по форме, ориентироваться в плоскостях, сравнивать и группировать предметы, проводить линии на бумаге.

Для того чтобы эффективно развивать восприятие у дошкольников, необходимо использовать следующие методики:

  • дидактические, направленные на восприятие цвета, формы и размера, которые следует использовать поэтапно, чтобы вызвать заинтересованность ребенка (шарики, палочки, геометрические фигуры, мелкие предметы);
  • цветовые, направленные на восприятие основных цветов и оттенков;
  • сюжетно-ролевые игры (игры на основе сказок, литературных произведений и мультфильмов);
  • индивидуальные, направленные на устранение конкретных проблем в восприятии ребенка.

Эффективное развитие восприятия у дошкольников позволяет приобретать полезные навыки и раскрыть способности личности. Развитие восприятия должно основываться на следующих видах деятельности:

  • игровой (конструкторы, пазлы, мозаика и т.д.);
  • изобразительной (рисование, гербарии, объемные конструкции, аппликации и т.д.);
  • условно-трудовой (уборка игрушек, распределение предметов в коробки, поливание цветов и т.д.).

Эти виды деятельности направлены на развитие восприятия с помощью манипуляций с различными предметами.

Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия Для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие - это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

1) усвоение сенсорных эталонов.

Что такое сенсорные эталоны?

Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета - цвета спектра и их оттенки, формы - геометрические фигуры и их разновидности, величины - единицы метрической системы линейных мер и т.д.

  • 2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
    • * внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)

  • * зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.
  • 3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.

Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста

Таблица, в которой в соответствии с критериями раскрыты особенности развития восприятия в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Критерии

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Ведущая деятельность

Игра, конструирование, изодеятельность

Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности

Сенсорные эталоны

В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании - например, до 28 у японских детей.

Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов - за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов

Способы восприятия

При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами.

Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем.

При определении цвета на первых этапах дети - цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии.

К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.

Дети не нуждаются во внешних приёмах - перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным.

Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений

Обследование предметов

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом - дополнительных частей

Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины.

Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов

Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение

Слуховое восприятие

Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный - при слушании музыки и выполнении движений под музыку.

В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков - движения рук и тела

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников ” Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - М.: АРКТИ. - 2008 г.

В предлагаемом пособии представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов - памяти, внимания, мышления и воображения - у детей 4-7 лет. Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы; ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка: младенчество (от рождения до 1 года) благоприятно для развития ощущений, ранний возраст (1-3 года) - для развития речи, дошкольный (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти, младший школьный (7-11 лет) - мышления.

Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном, учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.

Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений. Эта существенная особенность детского возраста опосредуется наличием тесной взаимозависимости различных качеств формирующейся личности. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствия с возрастными особенностями ребенка.

В практике физического воспитания, так же как и в деятельности человека любого другого вида, эффективность обучения, воспитания и развития во многом определяется совершенством функционирования познавательных процессов.

Перцептивные процессы: ощущения, восприятие

Перцептивные процессы (от лат. перцепция - восприятие) порождаются органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием и др. Благодаря этим процессам человеку открывается панорама окружающего мира во всем великолепии его явлений и качеств - звуков, запахов, вкусов, форм, цветовых и температурных особенностей.

С помощью ощущений человек реагирует на многочисленные внешние воздействия - свет, тепло, холод, запах - и сигналы о состоянии внутренних органов.

На основе ощущений, позволяющих определить только некоторые свойства предметов, возникает следующий познавательный процесс - восприятие, которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ и протекает как процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Например, воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяем к ним наши знания о пользе этого фрукта, припоминаем, где и как он растет.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность.

Спортивная деятельность также неразрывно связана с развитием восприятия, свойства которого задействованы на всех этапах овладения техникой движений. В процессе развития спортивной формы у спортсменов формируется специфический для различных видов спорта тип восприятия - специализированное восприятие. Специализированные восприятия позволяют спортсмену точно ориентироваться в специфических условиях среды и деятельности. В спортивном обиходе они носят обобщающее название - спортивные чувства: чувство ворот у футболистов, чувство снаряда у гимнастов, чувство мяча у баскетболистов и т.д.

Специализированные восприятия осуществляются на основе взаимодействия различных ощущений, среди которых ведущая роль принадлежит одному из органов чувств. Например, чувство снега у лыжников основано на взаимодействии кинестетического (двигательного) и тактильного анализаторов. Оно отражает механические взаимодействия между фактурой снега, фактурой лыжной мази и силами сцепления снежного покрова с поверхностью лыж.

Формирование и динамика развития специализированного восприятия у спортсменов обеспечиваются сочетанием идеомоторной и психомышечной тренировок, использованием психотехнических игр и заданий.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава - зеленая, лимон - кислый и желтый.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени (утро, день, ночь, время года) и т.д.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов. В связи с этим в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста следует делать акцент на формирование процесса восприятия.

Внимание

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической активности на определенной деятельности.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания». Организация педагогического процесса является, по сути, организацией внимания учащихся.

Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания - на один или несколько объектов:

1. Избирательность - связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

2. Объем - определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.

3. Распределение - характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий).

4. Концентрация - выражается в степени сосредоточенности на объекте.

5. Устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

6. Переключаемость - определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность - уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития - сама деятельность, которая должна побуждать к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности. Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность произвольно сосредоточиться на чем-либо.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго. Если младшие школьники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Несмотря на то, что дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.

Память

Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного. Этот феномен давно известен человечеству. Еще древние греки поклонялись богине памяти Мнемозине, поэтому процессы, связанные с памятью, называют мнемическими процессами (от греч. мнема - память).

Память - это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Лучше запоминается то, что:

1) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;

2) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;

3) осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое;

4) эмоционально насыщено.

Особо важную роль процессы памяти играют в процессе подготовки спортсмена. Например, основой технической подготовки являются двигательные представления. Представления - это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения (образы тех предметов или событий, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим).

Двигательные представления служат ядром идеомоторной тренировки (мысленного выполнения двигательных действий) и используются не только при овладении техникой движения, но и в процессе его совершенствования. Доказано, что мысленное представление движений перед их реальным выполнением повышает скорость движений до 30%, точность - до 18%, силу кисти - на 4%.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами - узнавать. Узнавание - первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Память дошкольника имеет некоторые специфические особенности.

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний (раннее детство так же, как и младенчество, забывается).

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление сходства или различий и т.д.).

Особое место в развитии ребенка-дошкольника занимает двигательная память. Высокий уровень ее развития позволяет детям 6-7 лет осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, чем раньше, гибко изменять освоенные действия. Это дает возможность приступить к овладению профессиональными видами деятельности. Именно в этом возрасте многие дети начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например рисунок может изображать игрушку, а игрушка - то, что нарисовано. Формируется способность к замещению - умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно- образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение

Благодаря воображению человек мысленно может представить то, что никогда в таком виде не воспринимал (не видел, не слышал и т.д.).

Воображение - психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

Воображение позволяет взрослому воссоздать результат деятельности еще до ее начала, прокрутить в уме предстоящее событие, а ребенку - представить себя во время игры летчиком, моряком, учителем. Воображаемый результат деятельности является ее целью, а способ достижения этой цели - программой деятельности. Таким образом, воображение играет ведущую роль в управлении деятельностью и поведением человека.

Однако за воображением нужен контроль, иначе человек начинает смешивать реальное и воображаемое. Этим, в частности, отличаются дети, которые, говоря неправду, принимают ее за реальность. Иногда это проявляется и у взрослых, которые фантазируют в своих рассказах, преувеличивают факты или искажают события для придания своему рассказу и себе большей значимости.

Возрастные особенности воображения у дошкольников

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. По мере накопления ребенком жизненного опыта его мышление все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может «проделывать» действия в уме. В раннем возрасте ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи могут использоваться для обозначения других, служить им заменой, - формируется знаковая функция сознания. Вместо представлений о реальных действиях с реальными вещами он начинает использовать образы, обозначающие эти действия и вещи.

Когда у ребенка устанавливается связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке предметы, явления и события. Это значит, что у него зарождается воображение.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений. Это, прежде всего, впечатления от прослушивания рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.

Однако на первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке и представляет себя всадником, а палку - лошадью. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы, которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметом, которого в действительности нет.

Старший дошкольный возраст является сензитивным - чувствительным - для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, - в рисовании, конструировании и т.п.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: ВЛАДОС- Г1РЕСС, 2003. - 288 с.

Ануфриев А.Ф., Костромипа С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 2-е изд. - М.: Оеь-89, 1999. - 224 с.

Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.

Баландин В.А. Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 24-26.

БылееваЛ.В., Короткое И.М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1982, - 224 с.

Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 176 с.

Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.

Гуревич И.А. 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию. - Минск: Вышейшая школа, 1994. - 319 с.

Дворкина Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств дошкольников 3-6 лет // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 7-11.

Демчишин А.А, Мухин В.Н, Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. - Киев: Здоровья, 1989. - 168 с.

Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания акад. пед. наук СССР). - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.

Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.

Житникова JI.M. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя детсада. - 3-е изд., доп. / Л.М. Житникова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. - 264 с.

Игры в детском саду / Для дошк. возраста. - М. - Минск: ООО Изд-во ACT - Харвест, 2000. - 96 с.

Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

Кудрявцев В.Т. и др. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.

Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. нед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 640 с.

Остова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 104 с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160 с.

Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 144 с.

Родионов В.А. Готовимся к школе методами физической активности //Дошкольное образование. - 2002. - № 5. Скиллер П. Умный старт / Пер. с англ. Д.М. Курмангалиева. - Минск: Попурри, 2004. - 144 с.

Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 144 с.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 144 с.

Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

Тихомирова Л.Ф. и др. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. - 240 с.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

Книга «Психология обучения без огорчения: Книга для начинающего учителя» Майер Р. В. написана для того, чтобы обратить внимание начинающих учителей на важный аспект их деятельности - психологическую сторону обучения. Учитель работает с детьми и должен учитывать их физиологические особенности и психологические закономерности.

Аннотация к книге Кругловой Н. Ф."Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка":

Представленная в книге авторская программа подготовки ребенка к обучению в школе разработана в Психологическом институте РАО. Ее главная задача – помочь ребенку успешно преодолеть трудности, возникающие в начальных классах. Развернутая система упражнений-игр поможет развить познавательные процессы, учебную мотивацию, умение удерживать цель, общаться, позволит ребенку перейти на позицию школьника. Программа уже получила признание у специалистов и родителей. Игры и упражнения (а их в книге около 100) могут успешно применяться для подготовительной работы с дошкольниками, а также коррекционной работы с младшими школьниками.

Для детских психологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

- Формирование мыслительной деятельности в период подготовки к школе (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2010, № 10

Г.Г. Мисаренко

Сегодня предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного обучения. Современность дала чётко выраженный социальный заказ на детей предшкольного возраста, имеющих весомый багаж знаний об окружающем мире и в достаточной степе ни владеющих мыслительными операциями. Он обусловлен не только притязаниями родителей и ожиданиями школы, но и велением времени. В условиях лавинообразного увеличения потока информации и ускорения всех видов интеллектуальной деятельности непозволительной роскошью будет не использовать самый сенситивный период становления мыслительных процессов ребёнка.

Пора признать, что сегодня в диаде «дошкольное воспитание и обучение» роль последнего существенно возросла, а само обучение наполнилось новым содержанием. Я не ратую за то, чтобы создавать на базе ДОУ некий аналог 1-го класса, но считаю, что традиционно существующие виды дошкольного обучения необходимо адаптировать к требованиям времени: в дополнение к целям и задачам, существующим в дошкольной методике, надо добавить цели и задачи современной парадигмы образования. В частности, сместить их в на правлении деятельностного подхода к обучению детей .

Как отмечал А.А. Леонтьев, «процесс обучения есть всегда обучение деятельности либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. …Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ста вить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. То, что мы называем знаниями, – это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, – это способность ученика осуществлять "технологическую" сторону деятельности учения (в психологии мы говорим в этом смысле о психологических операциях)» .

Рассмотрим технику формирования мыслительной деятельности до школьников на примере разгадывания загадки «Бел, как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал».

Но прежде несколько слов об условиях обучения детей. Известно, что ребёнок поразному ведёт себя в окружении близких людей и незнакомых (как детей, так и взрослых), в привычной обстановке и непривычной; он испытывает разные эмоции, находит ся в разной степени нервнопсихического напряжения, пребывая в той или иной ситуации общения или даже будучи одетым в ту или иную одежду.

А теперь давайте посмотрим на условия проведения занятий в группе ДОУ . Нет смысла возражать про тив того, что игровая и учебная зоны разделены, поскольку они предназначены для разной деятельности. Но в учебной зоне столы, как правило, стоят друг за другом и, следовательно, ребёнок видит перед собой спину впередисидящего малыша и профиль тех, кто рядом. Его личностное пространство словно делится на отдельные капсулы, внутри каждой из которых находится по ребёнку.

Попробуйте пообщаться с человеком, который от вас отвернулся, и вы почувствуете внутренний дискомфорт и эмоциональное напряжение. Получается, что дети психологически изолированы друг от друга, так как их внимание распределено только между собственной персоной и воспитателем.

С воспитателем у ребёнка возникают новые ситуативно-личностные отношения «учитель–ученик», при которых педагог не руководит привычными обиходнобытовыми или межличностными действиями, а направляет более трудные произвольные мыслительные действия, пока ещё представляющие для ребёнка «терра инкогнито».

Для того чтобы создать некую общность, дабы каждый ребёнок мог по чувствовать себя её равноправным членом, понимающим, что в случае затруднений он сможет получить необходимую помощь, все участники образовательного процесса должны располагаться лицом друг к другу. Ребёнок, выполняя любую интенсивную или трудную для себя работу, каковой, несомненно, является и разгадывание загадок, должен видеть глаза и лица других детей, ощущать ту психическую сущность, которая называется коллективным разумом. И лучше всего этому способствует расположение столов или стульчиков, на которых сидят дети, в виде полукруга или буквы П.

Но вернёмся к загадке и технике связанной с ней педагогической работы. Метод отгадывания загадки может использоваться для решения нескольких задач.

Первая задача способствовать развитию индивидуальных аналитических способностей ребёнка .

Техника решения этой задачи широко известна. Воспитатель предлагает детям текст загадки, а дети, поразмыслив, говорят отгадку. После вновь вступает педагог и, в зависимости от ответа, либо хвалит ребёнка, либо различными способами пытается помочь ему найти верный ответ, обращая его внимание на существенные признаки предмета, указанные в тексте загадки.

Это традиционный и самый распространённый способ работы. Он активизирует мыслительный потенциал ребёнка, использует имеющиеся у малыша знания, но не обогащает его новыми умениями анализа и сравнения.

Вторая задача сформировать у детей умение анализировать полученную информацию и делать обоснованные выводы .

Решая её, воспитатель не столько руководит действиями детей, сколь ко органично входит в общую беседу, становится её равноправным участником и вместе с детьми размышляет, высказывает предположения, очень тактично и ненавязчиво подводя малышей к требуемому выводу.

Учебные действия, как известно, состоят из мотивационного, операционного и контрольного блоков. В этой логике мы и будем их рассматривать.

Мотивационный блок (что будем делать?).

Воспитатель произносит текст за гадки и принимает ответы детей, не оценивая и не комментируя их. Выслушав все предложенные варианты, педагог обращает внимание детей на то, что прозвучало несколько разных отгадок. В заключение ставится учебная задача, которая должна по служить мотивацией к действию, – определить единственно правильный ответ и доказать его истинность.

Операционный блок (как будем это делать?).

1) Определение рода словаотгадки.

Воспитатель помогает детям выделить слова, называющие действие: прилетел, пролежал, убежал . В ходе беседы выясняется, что это не может делать она или оно, а только – он.

Делается вывод: словоотгадка должно быть мужского рода, следовательно, каждый ребёнок уже может отчасти проверить свою догадку, со отнеся её со словами он, мой; она, моя; оно, моё .

2) Определение мира, к которому относится искомый предмет: неживой мир, мир животных, растений или людей.

Это не человек, потому что он не может всю зиму лежать на одном мес те (слова зиму пролежал указывают на то, что он лежал именно всю зиму). Это не животное, залегающее в спячку, поскольку они спят в земляных норах, но, просыпаясь, выходят на поверхность земли (даже кроты), а не прячутся в неё ещё глубже. Это не растение, потому что они не бывают белыми, как мел, и в землю прячутся только их корни, но никак не сами растения.

Вывод: это предмет неживого мира.

3) Определение предмета неживого мира, который может прилететь с неба и имеет белый цвет.

Опорными словами здесь будут глаголы прилетел и пролежал . Дети вспоминают неживые предметы, которые могут летать по небу. Но в бесе де выясняется, что самолёт, вертолёт или воздушный шар прилетают не с неба, а из других городов, стран или иных мест, космический корабль не убегает в землю. Следовательно, искомый предмет зародился на небе, а затем опустился на землю.

В заключение воспитатель формулирует итоговый вопрос: «Что белое летит зимой с неба на землю и лежит на ней до весны?».

4) Предварительный контроль от вета.

Когда прозвучит слово снег , воспитатель должен обратить внимание детей на заключительные слова загадки в землю убежал вопросом «Если это снег, то как он может убежать в землю?».

В случае затруднений или неправильных ответов воспитатель помогает детям определить, в какое время он убежал в землю – зимой или после её окончания, акцентируя их внимание на слове (зиму) пролежал. Здесь можно сравнить состояние снега зимой и весной, повторив то, что известно детям о сезонных изменениях в природе.

Вывод: мы предполагаем, что это снег.

Контрольный блок (правильно ли сделано?).

Воспитатель предлагает детям взглянуть на текст загадки с позиции отгаданного предмета:

Снег – он (т.е. слово мужского рода), сказать про него прилетел , пролежал и убежал можно.

Бел, как мел , – снег белый.

С неба прилетел – снег зарождается в тучах и хлопьями летит на землю.

Зиму пролежал – снег лежит на земле всю зиму; даже если бывают оттепели, он не сходит окончательно, выпадает новый.

В землю убежал – весной снег тает и превращается в воду, которая впитывается землёй.

Окончательный вывод: Лена, Вика, Слава… отгадали загадку правильно, а Игорь, Таня… обязательно правильно отгадают следующую загадку.

На всю работу с текстом загадки уходит 8–10 минут. За это время дети учатся анализировать полученную информацию, обобщать и делать вы воды; вдумываться в слова и учитывать их смысловые оттенки для решения поставленной задачи; управлять мыслительным процессом, не выходя за рамки стоящей перед ними задачи; контролировать мыслительные действия; использовать имеющиеся у них знания об окружающем мире.

Третья задача развивать у детей рефлексию: размышление, самонаблюдение – другими словами, деятельность, направленную на осмысление собственных действий и их законов .

Решая эту задачу, мы учим детей осознавать ход собственных мыслей, понимать, почему возникла именно та или иная мысль, связанная с отгадкой.

В качестве материала привлекаются загадки, содержащие слова, смысл которых прямо указывает на искомый предмет. К приведённой загадке можно добавить другие: «Не удержались в сите серебряные нити и, выскочив на волю, пришили тучу к полю», «Он длиннющий, он большущий, он от тучи до земли… Пусть идёт он пуще, пуще, чтоб грибы скорей росли», «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки», «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутинку, я тяну».

Техника работы:

Мотивационный блок.

Воспитатель сообщает детям, что даст им загадку, которую надо отгадать, затем читает текст несколько раз, добиваясь, чтобы дети запомнили и повторили. Если текст достаточно объёмный и непростой для запоминания, целесообразно выучить его заранее.

Операционный блок.

1) Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и повторить текст «для себя», т.е. ребёнок должен вслушиваться в то, что произносит. При этом ему надо постараться выделить опорные слова и представить себе то, о чём говорится в загадке.

2) Дети называют отгадку. Даны будут как верные, так и неверные ответы. Воспитатель принимает их, не комментируя и не давая никаких оценок.

Контрольный блок.

1) Воспитатель обращается к тем, кто дал правильный ответ, и выясняет, какие именно слова подсказали им отгадку. В случае затруднений он помогает правильно ответившим детям найти эти слова в тексте, делая его экспрессанализ.

2) Воспитатель спрашивает у детей, давших неверный ответ, согласны ли они с тем, что это снег, а не тот предмет, который они назвали. В случае согласия он называет 3–4-х детей, давших неправильный ответ, и предлагает им сообща сделать обобщающее суждение.

Воспитатель:

– Докажите, что это именно снег.

– Это снег, потому что он белый, падает на землю зимой и лежит всю зиму, а весной тает и уходит в землю.

Завершая статью, хочу ещё раз подчеркнуть, что одним из центральных умений современного человека является умение понимать и анализировать информацию. И важно на учить детей делать первые шаги в овладении этим умением ещё в до школьном детстве.

Литература

1. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс и минус. – 2001. – № 1. – С. 4.

error: Content is protected !!