Методические материалы по планированию учету анализу деятельности. Методические рекомендации по планированию. Должностная инструкция ведущего экономиста по планированию

Урядкин С.М. – зам директора по УПР

Куриляк Н.М. – зам директора по УМР

Введение

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся, являются методические комиссии (МК).

Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.

Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.

На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности обучающимся.

Естественно, что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного учреждения, а также анализом работы за истекший период.

Основное внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью педагогов.

Примерная структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.

Схема 1.

Примерная структура плана работы МК.

Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:

    проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;

    определить основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;

    наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и т.д.).

    Анализ работы комиссии за учебный год.

При анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):

    как удалось выполнить план работы комиссии;

    какие конкретные проблемы удалось решить;

    способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;

    каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);

    каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);

    какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.

Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.

Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.

Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки обучающихся.

    Организационная работа.

Значительной по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.

В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).

Содержание этого направления работы дано в схемах.

Схема 2.

Организационная работа МК.


    Учебно-воспитательная работа.

Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).

Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся.

Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.

Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их устранению .

Схема 3.

Учебно-воспитательная работа МК.


4.Методическая работа.

Одним из основных направлений деятельности методической комиссии является методическая работа.

Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.

Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:

    на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;

    каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.

Результатом работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.

Председатель методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.

Схема 4.

Научная и методическая работа МК.

    Повышение квалификации.

Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.

Основой этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.

Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

При индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.

При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.

Схема 5.

Передовой педагогический опыт работы МК.


    Контроль внутри методической комиссии.

Контроль всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.

Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.

Методист и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.

Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.

При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля образовательного учреждения.

При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:

    совершенствование форм и методов обучения и воспитания обучающихся;

    повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.

Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.

Председатель методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, методического совета, комиссии.

Результатом контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.

Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.

Схема 6.

Контроль учебно-воспитательного процесса в МК.


Приложение 1.

Рассмотрено на заседании методической комиссии по___________________ профессиям

Протокол № ______

от «____»______________20___г.

Председатель методической комиссии

____________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной методической работе

Н.М. Куриляк

ПЛАН

Работы методической комиссии по _____________________ профессиям

на 20__-20__ учебный год

Цель и задачи работы методической комиссии_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Отметка о выполнении

    Организационная работа

    Учебно-воспитательная работа

    Учебно -методическая работа

    Контроль качества учебно-воспитательного процесса

    Повышение квалификации преподавателей

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Календарный план работы методической комиссии по

Профессиям на 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Председатель ЦК __________ _________________

(подпись председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)

Приложение 2.

Методическая работа

Преподавателя (мастера п/о) __________________________

на 20___-20___ учебный год

п/п

Направление методической работы

Содержание методической работы

Рабочая программа

План урока

Темы методических разработок

Темы методических указаний

Учебные пособия

Раздаточный материал

Экзаменационные билеты, итоговые контрольные работы

Тесты

Внеклассные мероприятия

10.

Открытый урок

11.

Мастер - класс

12.

Другое

Председатель МК

Приложение 3.

Информация о методической работе преподавателей и мастеров п/о за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методической разработки, доклада, задания по дисциплине для практических работ, самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, лекций, консультаций

Ф.И.О. преподавателя

Где обсуждается (педсовет, методическая комиссия, конференция, семинар и т.д.)

Результаты разработки где, кем опубликовано, передано в метод. кабинете

1

2

3

4

5

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л.Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 ________________ Н.М. Куриляк

Приложение 4.

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе ФКП

образовательного учреждения № 305

Н.М. Куриляк

«____»_________________20___г.


График взаимопосещения учебных занятий преподавателей и мастеров п/о МК по _______________________ профессиям

на 20____-20_____ учебный год

Ф.И.О. преподавателя, мастера п/о

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 5.

в 1-ом полугодии 20____ -20_____ учебного года

Список

преподавателей

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Председатель МК

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Методическая комиссия по __________________________ профессиям

Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

во 2-ом полугодии 20____-20____ учебного года

Список

преподавателей

Тема открытого урока и внеклассного мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ___________________

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 6.

Итоги

декады по профессиям __________________________________________________________________________________________

проводимой методической комиссией______________________________________________________________________________________

председатель__________________________________________________________________________ «_______» __________________20____ г.

Группа

Предмет,

Ф.И.О. преподавателя

Мероприятия

Открытые уроки

Открытые внеклассные мероприятия

Рефераты, кроссворды

Изготовление методических разработок

Изготовление методических пособий

Примечание

Приложение 7.

Показатели методической работы методических комиссий за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методических комиссий

Ф.И.О. председателя методической комиссии

Всего преподавателей

Посещено уроков

Проведено открытых занятий и внеклассных мероприятий

Подготовлено в отчетном году по дисциплинам

Председатели МК

Преподаватели

рецензировано контрольных работ

Методических разработок занятий

Методических докладов по проблемам обучения и воспитания

Заданий для проведения практических занятий по дисциплинам цикла

Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплинам

Рабочих учебных программ по дисциплинам цикла

Лекций, учебных пособий

Наглядных пособий

Тестов для контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

2.

3.

4.

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л. Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ Н.М. Куриляк

Приложение 8.

Статистический отчет

о работе методической комиссии за 20___-20___ учебный год

№ п/п

Ед. изм.

Количество

Итого за учебный год

1 семестр

2 семестр

Количество проведенных заседаний

кол.

Рассмотрено вопросов

«-»

Написано методических разработок

«-»

Напечатано методических разработок, рефератов, статей в журналах и сборниках

«-»

Сделано методических сообщений, докладов

«-»

Разработано (корректировка) рабочих программ

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения практических занятий

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения лабораторных работ

«-»

Разработано заданий для самостоятельной работы обучающихся

«-»

Разработано методических указаний; заданий по выполнению работ обучающимися

«-»

Подготовлено лекций, учебных пособий, по дисциплинам методической комиссии

«-»

Проведение открытых занятий, мероприятий

«-»

Взаимопосещено занятий преподавателей

«-»

Проведено занятий на производстве

«-»

Изготовлено учебно-наглядных пособий (каталогов, плакатов, альбомов)

«-»

Количество реальных дипломных (курсовых) проектов (работ)

«-»

Количество часов, проведенных в порядке дополнительных занятий и консультаций

«-»

Разработано тестов

«-»

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя ЦК)

«_____» ________________20___г.

Приложение 9.

Методический паспорт преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

Общие сведения о преподавателе, мастере производственного обучения

    Ф.И.О.__________________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальность по диплому________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Общий стаж_____________________________________________________________

    Педагогический стаж_____________________________________________________

    Стаж работы в данном учебном заведении___________________________________

__________________________________________________________________________

    Занимаемая должность____________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Аттестация

Год

аттестации

Последняя

Очередная

    Награды, поощрения

Дата награждения

Форма награждения

Кем награждался

    Повышение квалификации

Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов

    Обмен опытом

Учебный год

Место выступления

Тема выступления

    Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Дата

Ф.И.О. преподавателя, которого посетил

Предмет

Тема

Цель посещения

    Участие в конкурсах

Год

Предмет

Название конкурса, его организатор

Кто участвовал

Результат

Отчет о методической работе преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

____________________________________________________________________

название дисциплины_________________________________________________

за 20___/20___ учебный год

Формы работы

Тема (количество)

Содержание

Открытые занятия

Открытые мероприятия

Конкурсы

Выступление на педсоветах

Участие в семинарах

Участие в предметных и методических неделях

Научно – исследовательская деятельность

Взаимное посещение занятий (уроков)

Курсы повышения квалификации

Работа над темой самообразования

ФКП образовательное учреждение № 305 Страница 21

Планирование работы в учебном процессе необходимо, во-первых, для организации равномерной работы, во-вторых, для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока.

Календарный план . Этот вид плана представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям данного учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформулированных для конкретного класса. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в программе даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, так как уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально.

Тематический план.На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока.

Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане (т. е. в плане работы по той или иной теме) должны быть выделены часы на контрольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план необходимо включить часы на развитие связной речи учащихся.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока (см. об этом ниже), но во всех случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание.

Тема урока представляет собою формулировку либо программы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная работа, ее анализ (работа над ошибками).

Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы "Безличные глаголы" ставится следующая познавательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические цели.

Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспечивает учителю возможность сформулировать одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. Повторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изучения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспечивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторяется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для повторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и трудные случаи в применении соответствующих орфографических или пунктуационных правил

Урядкин С.М. – зам директора по УПР

Куриляк Н.М. – зам директора по УМР

Введение

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся, являются методические комиссии (МК).

Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.

Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.

На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности обучающимся.

Естественно, что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного учреждения, а также анализом работы за истекший период.

Основное внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью педагогов.

Примерная структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.

Схема 1.

Примерная структура плана работы МК.

Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:

    проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;

    определить основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;

    наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и т.д.).

    Анализ работы комиссии за учебный год.

При анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):

    как удалось выполнить план работы комиссии;

    какие конкретные проблемы удалось решить;

    способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;

    каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);

    каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);

    какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.

Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.

Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.

Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки обучающихся.

    Организационная работа.

Значительной по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.

В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).

Содержание этого направления работы дано в схемах.

Схема 2.

Организационная работа МК.

    Учебно-воспитательная работа.

Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).

Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся.

Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.

Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их устранению .

Схема 3.

Учебно-воспитательная работа МК.

4.Методическая работа.

Одним из основных направлений деятельности методической комиссии является методическая работа.

Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.

Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:

    на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;

    каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.

Результатом работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.

Председатель методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.

Схема 4.

Научная и методическая работа МК.

    Повышение квалификации.

Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.

Основой этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.

Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

При индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.

При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.

Схема 5.

Передовой педагогический опыт работы МК.

    Контроль внутри методической комиссии.

Контроль всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.

Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.

Методист и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.

Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.

При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля образовательного учреждения.

При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:

    совершенствование форм и методов обучения и воспитания обучающихся;

    повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.

Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.

Председатель методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, методического совета, комиссии.

Результатом контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.

Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.

Схема 6.

Контроль учебно-воспитательного процесса в МК.

Приложение 1.

Рассмотрено на заседании методической комиссии по___________________ профессиям

Протокол № ______

от «____»______________20___г.

Председатель методической комиссии

____________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной методической работе

Н.М. Куриляк

ПЛАН

Работы методической комиссии по _____________________ профессиям

на 20__-20__ учебный год

Цель и задачи работы методической комиссии_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Отметка о выполнении

    Организационная работа

    Учебно-воспитательная работа

    Учебно -методическая работа

    Контроль качества учебно-воспитательного процесса

    Повышение квалификации преподавателей

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Календарный план работы методической комиссии по

Профессиям на 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Председатель ЦК __________ _________________

(подпись председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)

Приложение 2.

Методическая работа

Преподавателя (мастера п/о) __________________________

на 20___-20___ учебный год

п/п

Направление методической работы

Содержание методической работы

Рабочая программа

План урока

Темы методических разработок

Темы методических указаний

Учебные пособия

Раздаточный материал

Экзаменационные билеты, итоговые контрольные работы

Тесты

Внеклассные мероприятия

10.

Открытый урок

11.

Мастер - класс

12.

Другое

Председатель МК

Приложение 3.

Информация о методической работе преподавателей и мастеров п/о за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методической разработки, доклада, задания по дисциплине для практических работ, самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, лекций, консультаций

Ф.И.О. преподавателя

Где обсуждается (педсовет, методическая комиссия, конференция, семинар и т.д.)

Результаты разработки где, кем опубликовано, передано в метод. кабинете

1

2

3

4

5

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л.Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 ________________ Н.М. Куриляк

Приложение 4.

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе ФКП

образовательного учреждения № 305

Н.М. Куриляк

«____»_________________20___г.


График взаимопосещения учебных занятий преподавателей и мастеров п/о МК по _______________________ профессиям

на 20____-20_____ учебный год

Ф.И.О. преподавателя, мастера п/о

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 5.

в 1-ом полугодии 20____ -20_____ учебного года

Список

преподавателей

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Председатель МК

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Методическая комиссия по __________________________ профессиям

Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

во 2-ом полугодии 20____-20____ учебного года

Список

преподавателей

Тема открытого урока и внеклассного мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ___________________

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 6.

Итоги

декады по профессиям __________________________________________________________________________________________

проводимой методической комиссией______________________________________________________________________________________

председатель__________________________________________________________________________ «_______» __________________20____ г.

Группа

Предмет,

Ф.И.О. преподавателя

Мероприятия

Открытые уроки

Открытые внеклассные мероприятия

Рефераты, кроссворды

Изготовление методических разработок

Изготовление методических пособий

Примечание

Приложение 7.

Показатели методической работы методических комиссий за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методических комиссий

Ф.И.О. председателя методической комиссии

Всего преподавателей

Посещено уроков

Проведено открытых занятий и внеклассных мероприятий

Подготовлено в отчетном году по дисциплинам

Председатели МК

Преподаватели

рецензировано контрольных работ

Методических разработок занятий

Методических докладов по проблемам обучения и воспитания

Заданий для проведения практических занятий по дисциплинам цикла

Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплинам

Рабочих учебных программ по дисциплинам цикла

Лекций, учебных пособий

Наглядных пособий

Тестов для контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

2.

3.

4.

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л. Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ Н.М. Куриляк

Приложение 8.

Статистический отчет

о работе методической комиссии за 20___-20___ учебный год

№ п/п

Ед. изм.

Количество

Итого за учебный год

1 семестр

2 семестр

Количество проведенных заседаний

кол.

Рассмотрено вопросов

«-»

Написано методических разработок

«-»

Напечатано методических разработок, рефератов, статей в журналах и сборниках

«-»

Сделано методических сообщений, докладов

«-»

Разработано (корректировка) рабочих программ

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения практических занятий

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения лабораторных работ

«-»

Разработано заданий для самостоятельной работы обучающихся

«-»

Разработано методических указаний; заданий по выполнению работ обучающимися

«-»

Подготовлено лекций, учебных пособий, по дисциплинам методической комиссии

«-»

Проведение открытых занятий, мероприятий

«-»

Взаимопосещено занятий преподавателей

«-»

Проведено занятий на производстве

«-»

Изготовлено учебно-наглядных пособий (каталогов, плакатов, альбомов)

«-»

Количество реальных дипломных (курсовых) проектов (работ)

«-»

Количество часов, проведенных в порядке дополнительных занятий и консультаций

«-»

Разработано тестов

«-»

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя ЦК)

«_____» ________________20___г.

Приложение 9.

Методический паспорт преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

Общие сведения о преподавателе, мастере производственного обучения

    Ф.И.О.__________________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальность по диплому________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Общий стаж_____________________________________________________________

    Педагогический стаж_____________________________________________________

    Стаж работы в данном учебном заведении___________________________________

__________________________________________________________________________

    Занимаемая должность____________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Аттестация

Год

аттестации

Последняя

Очередная

    Награды, поощрения

Дата награждения

Форма награждения

Кем награждался

    Повышение квалификации

Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов

    Обмен опытом

Учебный год

Место выступления

Тема выступления

    Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Дата

Ф.И.О. преподавателя, которого посетил

Предмет

Тема

Цель посещения

    Участие в конкурсах

Год

Предмет

Название конкурса, его организатор

Кто участвовал

Результат

Отчет о методической работе преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

____________________________________________________________________

название дисциплины_________________________________________________

за 20___/20___ учебный год

Формы работы

Тема (количество)

Содержание

Открытые занятия

Открытые мероприятия

Конкурсы

Выступление на педсоветах

Участие в семинарах

Участие в предметных и методических неделях

Научно – исследовательская деятельность

Взаимное посещение занятий (уроков)

Курсы повышения квалификации

Работа над темой самообразования

ФКП образовательное учреждение № 305 Страница 21

примерная программа

Рабочая программа - важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Рабочая программа - это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.

Структура и содержание рабочей программы должны обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса. Следовательно, необходимыми элементами каждой рабочей программы учебной дисциплины должны быть:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет - ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана общеобразовательной организации и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем самостоятельно составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для учителя и обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая программа;

наименование учебного предмета;

указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательной организации и контингента обучающихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы, отражение национально-регионального компонента.

Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей общеобразовательной организации. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательной организации.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ по каждому предмету. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения, согласования с заместителем директора по НМР, подпись директора общеобразовательной организации об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательной организации в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль реализации и выполнения рабочих программ.

Календарно - тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

Формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов.

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебного материала, планируемые результаты, формы организации познавательной деятельности учащихся, формы контроля. В графе «Примечание» могут содержаться сведения, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, - например, используемая дополнительная литература, содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих или одаренных детей и т.д.

Важно!

Совершенствование системы общего образования в России, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании школьника. Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элькониин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов), личностно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В.Сериков), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А.Ямбург) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса начального, основного и среднего образования в России. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений.

Мерой способности человека активно включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Большие возможности для их формирования предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), определяющих мотивационную ориентацию учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, умение организовать собственную деятельность, позволяющих формировать общеучебные универсальные действия, логические, связанные с решением проблем.

Именно поэтому в графе «Планируемые результаты» календарно-тематического планирования определяются не только предметные (знания и умения), но метапредметные и личностные результаты обучения.

Уважаемые коллеги! Понимание того, что структура КТП зависит и от специфики предмета, позволило нам предложить Вам несколько вариантов оформления календарно-тематического планирования. Однако рекомендуем Вам придерживаться единой структуры КТП в рамках отдельных школьных методических объединений или смежных дисциплин.

Приложение 1.

п/п

Тема урока

Основное содержание

Информационно-методическое обеспечение / оборудование

Целеполагающие задачи

Вид (тип)

урока

Дата (план / факт)

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

Приложение 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема урока

Дата

Кол-во ч.

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной работы

Наглядность, ИКТ

примечание

предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

Приложение 3.

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Приложение 4.

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Формы работы

Виды деятельности

Осваиваемые учебные навыки

Осваиваемые метапредметные

умения

примечание

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
(утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

Экономист по планированию

Должностные обязанности. Осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности деятельности предприятия. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия, разрабатывает с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы плана с разбивкой по кварталам, выполняет расчеты и обоснования к ним, доводит плановые показатели до производственных подразделений предприятия. Своевременно вносит в соответствующие разделы плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и конкуренцией, обеспечивает сбалансированность производства продукции на основе спроса и предложения. Принимает участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. Разрабатывает технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции, планово-расчетные цены на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве. Составляет сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка. Принимает участие в разработке мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности производимой продукции и производительности труда, снижению издержек производства и реализации продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии и его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия, выявлению возможностей дополнительного выпуска и сбыта продукции, повышению темпов роста производительности труда. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики. Ведет учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; организацию плановой работы на предприятии; порядок разработки перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия; порядок разработки бизнес-планов; планово-учетную документацию; порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен; методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений; порядок и сроки составления отчетности; отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики; экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; возможности применения вычислительной техники для технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.
Экономист по планированию I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по планированию II категории не менее 3 лет.
Экономист по планированию II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по планированию либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
Экономист по планированию: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника по планированию I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

error: Content is protected !!