Понятие государственного (муниципального) учреждения, источники финансовых средств, их виды

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах: - коммерческие - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия; - некоммерческие - муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации. Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно. В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось около 45 тысяч муниципальных унитарных предприятий. Муниципальное казенное предприятие, как отмечалось выше, создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой ими продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение, как уже было сказано, финансируется из средств местного бюджета полностью или частично (за вычетом дохода от оказания платных муниципальных услуг).

Управление муниципальными учреждениями Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их социальной значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования. Муниципальных учреждений в большинстве муниципальных образований значительно больше, чем предприятий. К муниципальным относится большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры (театры, музеи, клубы, библиотеки и т.п.), здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), социальной защиты (комплексные центры социального обслуживания, приюты для детей и взрослых). Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа. В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами. В социальной сфере в последнее время усиливается роль частного сектора в оказании отдельных видов услуг. В соответствии с Федеральным законом 2003 года представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании в этих целях некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Возможно также преобразование действующего муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию. Придание ей статуса юридического лица и повышение самостоятельности в расходовании средств должны привести к повышению качества услуг и эффективности работы, а также к экономии бюджетных средств. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в создании конкурентной среды и в этой сфере.

  • 6. Экономические методы социальной работы
  • 7. Понятие и сущность экономического пространства ср
  • 8. Особенности перехода России к рыночным отношениям и их негатив.Соц. Последствия.
  • 9. Влияние экономической политики государства на характер и уровень социальной защиты населения
  • 10. Функции системы государственной социальной защиты населения
  • 11. Структура социальной защиты населения
  • 12. Социальная помощь и социальное обслуживание
  • 13. Социальное обеспечение, его виды
  • 14. Сущность и значение обязательного социального страхования в России и его виды
  • 15. Система государственного социального страхования в России
  • 16. Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании социальной сферы
  • 17. Государственные и муниципальные финансы, их сущность, функции
  • 18. Финансовая система рф, понятие и структура
  • 20. Налогообложение как элемент финансового механизма бюджетных учреждений
  • 21. Внебюджетное финансирование. Внебюджетные фонды
  • 25.Социальные гарантии и их виды
  • 22. Сущность, преимущ-ва и проблемы программно-целевого финансирования.
  • 23.Планирование деятельности социальной сферы
  • 24. Гсо. Гарантии прав граждан на соц.Защиту.
  • 25. Соц.Гарантии и их виды.
  • 26. Минимальные гарантии, их законодательная основа
  • 27. Нормы и нормативы в области социального обслуживания
  • 28. Основные категории социальной сферы: «потребность», «услуга».
  • 29. Стандартизация социальных услуг
  • 30. Правовые основы норм и стандартов в социальной защите
  • 31. Сущность и значение минимальных социальных стандартов
  • 32. Административные регламент, назначение и структура
  • 33. Понятие и сущность благосостояния населения
  • 34. Сущность дифференциации доходов населения. Социально-экономических последствий дифференциации доходов.
  • 35. Структура доходов населения в рф
  • 36. Показатели уровня и качества жизни населения
  • 37. Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет
  • 38. Экономическая дифференциация населения, основные показатели
  • 39. Социальное иждивенство, чем обусловлено его развитие
  • 40. Понятие о рыночной справедливости.
  • 41. Малообеспеченность и бедность.
  • 42 Семья как первичная эконом. Ячейка общества.
  • 43 Ведение домашнего хозяйства.
  • 45. Семья как объект социальной работы
  • 46.Формирование показателей качества работы социальных учреждений
  • 47. Экономическая эффективность в социальной работе
  • 48. Критерии оценки эффективности социальной работы
  • 49. Система организации и оплаты труда работников социальной сферы
  • 2. Установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок.
  • 50. Понятие профессионально-квалификационных групп
  • 51. Понятие трудовых ресурсов, рабочей силы и персонала. Деление персонала организаций социального обслуживания на категории
  • 52. Место и роль социальной работы в системе мер социальной защиты населения
  • 53. Законодательные основы деятельности учреждений социального обслуживания
  • 54. Виды учреждений социального обслуживания
  • 55. Типы государственных (муниципальных) учреждений
  • 56. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения
  • 57. Автономные учреждения их преимущества и недостатки
  • 58.Зарубежный опыт предприятий социального обслуживания различных форм собственности
  • 59. Негосударственные организации в экономическом пространстве социальной работы
  • 60. Социальное партнерство: виды и технологии
  • 55. Типы государственных (муниципальных) учреждений

    ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три типа гос. (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения.

    Все три типа учреждений – гос. или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от гос-ва.

    Казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета. Заключение государственных (муниципальных) контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Лицевые счета открываются казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется бюджетным учреждением от собственного имени. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется бюджетным учреждением в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    Автономное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени. Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

    В соответствии со ст. 120 ГК РФ и со ст. 9.1. ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон №7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

    Выделяют три типа государственных, муниципальных учреждений:

    1) казенные;

    2) бюджетные;

    3) автономные.

    Указанные наименования учреждений (автономное, бюджетное и казенное) являются лишь типами внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения) - государственного (муниципального) учреждения.

    В соответствии со ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

    Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы * .

    * Бюджетная смета - это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения.

    Казенное учреждение находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность * по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

    * Субсидиарная ответственность - один из видов гражданской ответственности; дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

    Согласно ст. 298 ГК РФ и ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Решение об оказании услуг или выполнении работ казенным учреждением на платной основе принимает его учредитель в процессе утверждении его устава. С 1 января 2012 г. доходы от осуществления приносящей доход деятельности казенных учреждений напрямую поступают в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.



    Заключение государственных (муниципальных) контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования * .

    * Публично-правовые образования - особая группа субъектов гражданского права, в которую входят РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

    Лицевые счета открываются казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    В соответствии со ст. 9.2 Закона №7-ФЗ бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам его деятельности, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием * и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

    * Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ ).

    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий * из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

    * Субсидия (от лат. Subsidium - помощь, поддержка) - выплаты потребителям, предоставляемые за счет государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В соответствии с БК РФ следует различать два вида субсидий:

    1) субсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

    2) субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

    Бюджетные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, который, в отличие от бюджетной сметы, позволяет учреждению самостоятельно определять направления расходования средств, предоставленных ему из соответствующего бюджета на оказание государственных или муниципальных услуг. При этом остатки указанных средств в конце года учреждениями в бюджет не возвращаются, а используются на цели, ради которых они созданы.

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления * имуществом как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

    * Оперативное управление - ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

    Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени.

    Гражданский кодекс РФ предусматривает, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    Бюджетное учреждение только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Однако платные услуги могут оказываться только сверх государственного задания, а в рамках государственного задания - только если это установлено федеральным законом (например, билеты в театры, музеи). Порядок определения платы за дополнительные услуги устанавливает учредитель бюджетного учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

    Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется бюджетным учреждением от собственного имени.

    Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.

    В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» (Закон №174-ФЗ) автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

    Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ автономное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, и (или) с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

    Автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности , который позволяет учреждению самостоятельно определять направления расходования средств, предоставленных ему из соответствующего бюджета на оказание государственных или муниципальных услуг. При этом остатки указанных средств в конце года учреждениями в бюджет не возвращаются, а используются на цели, ради которых они созданы.

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

    Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Однако платные услуги могут оказываться только сверх государственного задания, а в рамках государственного задания - только если это установлено федеральным законом. Порядок определения платы за дополнительные услуги устанавливает учредитель автономного учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

    Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени.

    Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

    Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований.

    Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с данными территориальными органами.

    При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты:

    1) казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций.

    Бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг;

    2) в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т.е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе №83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

    Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях. Изначально, при принятии Закона №174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым, но ограниченным. На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе №174-ФЗ.

    Основные различия между рассмотренными типами государственных (муниципальных) учреждений можно представить в виде таблицы:

    Критерий сравнения Типы учреждений
    казенное бюджетное автономное
    1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления
    2. Сферы, в которых может быть создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
    3. Способ финансиро­вания За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания
    4. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии
    5. Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами
    6. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
    7. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
    8. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
    9. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет
    10. Заключение контрактов От имени учредителя От собственного имени
    11. Открытие счетов Открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства Открываются счета в кредитных учреждениях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований
    12. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
    13. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

    С точки зрения решаемых задач государственные (муниципальные) учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно отличаются подходы к финансовому контролю их деятельности.

    Казенные учреждения в основном призваны решать задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они должны функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Проверка Казначейством РФ наличия денежных обязательств казенного учреждения, включает в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    Бюджетные учреждения должны решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов. Поэтому государственный контроль в основном - последующий по результатам выполнения государственного задания. Предварительный контроль будет осуществляться только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п.5.1 ст.32 Федерального закона№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    Наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью, очевидно, обладают автономные бюджетные учреждения , которые должны решать задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт. Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Разумеется, остается последующий контроль по результатам деятельности автономного учреждения в целом.

    Предприятие - это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

    Две основных цели его функционирования - удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

    Категории хозяйственных субъектов

    По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

    1. Хозяйственное общество, или товарищество.
    2. Производственный кооператив.
    3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

    Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

    • Полное общество.
    • Коммандитное товарищество.
    • Общество с дополнительной ответственностью.
    • ОАО и ЗАО.

    Кооператив - это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

    Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

    В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие - это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

    Некоммерческие организации

    Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

    1. Потребительский кооператив.
    2. Религиозная или общественная организация.
    3. Фонд.
    4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
    5. Ассоциация или союз.

    Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие - это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

    Формы муниципальных предприятий

    Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

    Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

    Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

    Процесс создания и работа

    Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

    Основные положения

    Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

    • Предмет и цель деятельности.
    • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

    Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

    Возможности оперативного и полного управления

    Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

    Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ - также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

    error: Content is protected !!