Про бле ма чте ния. Аргументы к сочинению по проблеме заинтересованного чтения. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги — это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с «родственниками». Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон «Мартин Иден». Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги — это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский «Сказочник». В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Чтение. Книги. Литература.
Проблема чтения, роли чтения, роли литературы, отношения к литературе, выбора книг, вытеснения книг, влияние книг на человека, языка, восприятия литературы и языка.


Какова роль чтения в жизни человека? Какова роль литературы в жизни человека?

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ своего интеллектуального развития – чтение.

Как полюбить чтение?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Как правильно выбирать книги?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Составлять для себя программы чтения нужно, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Как правильно читать?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Произведения, прочитанные в спокойной атмосфере, производят большое впечатление.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор вытесняет книгу?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Что значит книжный бум?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.

Как правильно составлять личную библиотеку?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Что касается личной библиотеки, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

Как книги могут повлиять на человека?
Аргумент из романа-антиутопии Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Ярким примером, который показывает ценность книг, является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой Гай Монтег работает пожарником, но не в привычном для нас понимании: вместо того чтобы тушить пожары, он сжигает дома в которых есть книги. Книги в этом обществве находятся под строжайшим запретом, потому что правительству легче управлять людьми, не обладающими знаниями и свободным умом. Все меняется в жизни Монтега, когда он знакомиться с миром книг: он начинает критически мыслить, у него появляется свое мнение. Так герой превращается в агента сопротивления. В конце романа остается надежда на то, что, возможно, именно он и подобные ему люди изменят жуткую реальность.

Как литература влияет на жизнь человека?

Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» - восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Что такое литература?
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна " ".
Главный герой рассказа « на столе» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература - это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе. Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели.

Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Искусство слова – самое сложное искусство, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры: именно культуры, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия, начиная с эпохи Ренессанса.
Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. п.
Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:
И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом…
Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…
Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в лучших исторических словарях русского языка.
Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.
Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.
Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

Какую роль играют книги в нашей жизни?
Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи.

Временами создается впечатление, что книги может постигнуть участь старых магнитофонных кассет или компьютерных дискет. Вот уже больше десятилетия прошло, как они утратили свою значимость. Возможно не сейчас, но когда-то в далеком будущем книги утратят свой первобытный смысл, а реальность превратится в бездушный, механизированный и автоматизированный организм. И если ребром стоит и жизни лучше всего осветят этот вопрос.

Как все начиналось

Когда возникает проблема чтения книг, аргументы из литературы не всегда дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, зато они затрагивают его со всех сторон.

Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением.

Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».

И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы - посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

Влияние книги на человека

Максим Горький когда-то сказал: «Книгу стоит любить, она облегчит жизнь». И нередко книги становятся основными факторами, которые формируют личность человека. Если рассматривается в этом контексте проблема чтения книг, аргументы из художественной литературы очень хорошо ее осветят.

К примеру, можно вспомнить Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Она зачитывалась произведениями эпохи романтизма, наделила Онегина качествами, которыми тот никогда не обладал, а когда поняла, что к чему, то даже не разочаровалась. Из-за своего увлечения она постоянно находится в каком-то возвышенном состоянии, отрицает суету и мелочность бренного мира, ее идеалы во многом обозначились благодаря книгам, поэтому она так отличается от своих сверстников.

Влияние книг на становление человеческой личности прослеживается и в работе Достоевского «Преступление и наказание». Стоит вспомнить тот момент, где читает отрывок из Библии. Проникнувшись идеей о безграничном божьем милосердии, Раскольников, находясь в Остроге, читает именно ее.

Книга - последнее пристанище

И как бы положительно ни влияла книга на человека, какими бы ни были аргументы, проблема чтения книг всегда существовала в обществе.

Сейчас это проблема «нечтения», а раньше - отсутствия книг. В тяжелые времена, когда в руках человека появлялась книга, он буквально оживал на глазах. Пробежав глазами по первым строкам, человек словно исчезал в другом мире.

Стоит вспомнить рассказ А. Приставкина «Рогожский рынок». Военная Москва. Каждый пытается выжить, как может. Главный герой истории сумел продать связку дров и теперь хочет купить картошки. Вот только, поддавшись уговорам калеки, приобретает книгу. Понимая, что сделанного не воротить, он начинает неохотно перелистывать страницы «Евгения Онегина» и увлекшись не замечает, как стихает шум рыночной площади, а сам он мысленно переносится в мир, где кружат балы, льется шампанское и есть настоящая свобода. Книга подарила ему чувство восторга и надежду на лучшее.

Интересно, сможет ли повлиять подобным образом на человека картошка?

Пилюля для «веры в чудо»

И если поднимать вопрос: «Проблема чтения книг», аргументы из литературы открывают еще одну ее грань. А именно - веру в чудо. Книга заставляет не только отвлечься от реальности, но и поверить в то, что все будет хорошо. Стоит вспомнить рассказ К. Паустовского «Сказочник». Время, когда происходят события, - начало ХХ века. Главному герою в канун Рождества дарят сборник сказок Андерсена, он так увлекся чтением, что задремал под елкой и увидел во сне известного сказочника. Герой благодарен Андерсену за то, что тот появился в такой нелегкий период и заставил поверить в чудо. Он оживил надежду на то, что все будет хорошо, и показал истинную красоту жизни, ее величие и быстротечность, которым стоит радоваться каждый день.

Проблема чтения книг: аргументы из жизни

Но стоит вернуться к современности. Проблема чтения книг, аргументы которой представлены выше, еще не исчерпана. Сегодня люди действительно стали меньше читать. Несколько десятилетий назад, когда еще существовал Советский Союз, его жители считались самой читающей нацией в мире. В каждом доме имелось собрание книг, а в библиотеках стояли очереди. В частности это было спровоцировано модой и отсутствием иных способов для развлечения, но читали тогда определенно больше. Да и отношение к книгам было другое. Сейчас частенько можно увидеть возле мусорного бака аккуратно связанную стопочку книг. Она, конечно, быстро исчезает оттуда, но факты говорят за себя: выбросить книги, могут ли быть весомее аргументы?

Проблема чтения книг в наше время состоит не в том, что люди не читают совсем, а скорее в том, что они «поглощают» слишком много информации.

Если раньше детям просто читали сказки, то сейчас мамы и бабушки ищут в Сети советы о том, как правильно прочитать сказку, какая сказка будет хорошей, а какая плохой. Все книги теперь можно найти в электронном формате. Но это не влияет на то, что читать стали меньше. Сейчас люди просто потребляют информацию, поверхностно просматривая контент, а старые, добрые книги, которые чаруют своим слогом, остаются в тени - на них нет времени.

Антиутопия

Вот такая она, проблема чтения книг в современном обществе. Аргументы на этот счет можно привести из произведения Рея Бредбери. Он описывает мир, где нет книг. Также в этом мире нет места конфликтам, преступлениям и человечности. Откуда же им взяться, если никто не читает? Следовательно, ничто не провоцирует создание мыслительного процесса. Один из моментов, который врезается в память, - это разговор главного героя со своей женой. Автор пишет, что она сутками сидела в комнате с большими голограммными экранами и общалась с несуществующими родственниками. И на все вопросы мужа говорила только о том, что нужно приобрести еще один экран, так как все «родственники» не помещаются. Утопия это или же проклятие? Пусть каждый решит самостоятельно.

Животворная литература

Очень часто литературные критики называют хорошие произведения «живыми книгами». Современное поколение редко увлекается чтением, а если и читает что-то, то в основном книги-однодневки. Простой сюжет, незамысловатый слог, минимум сложной информации или фактов - отличное трио, чтобы скоротать поездку на работу. Но после такой литературы сложно взять в руки произведения Толстого, Гоголя или Стендаля. Ведь здесь вся информация представлена в сложном формате - отточенный литературный слог, подтекст, сложное хитросплетение предложений, а главное - тема, которая всегда вызывает желание подумать.

Итак, проблема чтения книг… Аргументы можно приводить бесконечно по любому вопросу. Но главная проблема современности - это изящная «мутация». Вирус, при котором читатели превратились в потребителей информации: им не важен изящный слог, выводы или вступление, они желают знать ответ на конкретный вопрос. И книги, что трансформировались в разряд контента. Их могут скачать или просмотреть, но к вдумчивому чтению дело доходит редко.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Тема: «ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(статья)

Выполнена: Эреджеповой Раисой Анверовной,
учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 14»
Адрес:356405 Ставропольский край,
Благодарненский район,
аул Эдельбай, ул.Манкаева,107

Актуальность темы: Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», - тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».

Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Изложение основного материала:
За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее - «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей - нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект. Нужно помочь родителям понять значение и преимущества чтения, освоить приёмы руководства чтением детей, объяснить значение чтения на ночь, громких чтений в кругу семьи по вечерам и любое другое свободное время.

В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.

В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.

Налицо кризис чтения.
современному ребёнку трудно читать «детскую классику». И фактор интереса, которым хоть как-то можно привлечь ученика к книге, к сожалению, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда. А особенно важен он для детей младшего подросткового возраста (5-6 класс). В этом возрасте дети эмоционально реагируют на прочитанное. И если «забивать» голову сложными для восприятия произведениями, то можно привить нелюбовь к чтению. Так, дети бурно реагируют на смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать поступок Герасима. В итоге урок «уходит» от намеченного пути. А всё потому, что текст этот никогда не предназначался для детского чтения. Тем более сложен он для современного школьника, который в пятом классе ещё не знаком с бытом дворян XIX века. На «ура» воспринимается «Кавказский пленник»Льва Николаевича Толстого. Эта повесть была написана специально для детей. Самуил Маршак так оценил место этого произведения в литературе для детского чтения: «Но венцом "Книг для чтения", несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвертой книги, - знаменитая повесть о Жилине и Костылине - "Кавказский пленник". Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. В "Кавказском пленнике" мы находим редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц. "Кавказский пленник" показал, какой содержательной может быть детская повесть, напечатанная крупным шрифтом на двух десятках страниц. В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь». Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы: увлекательность, авантюрность, за которыми отрываются глубокие смыслы. Привлекают внимание и литературные сказки. Сказки вообще хорошо воспринимаются пятиклассниками. Недаром так популярен жанр подросткового фэнтези. Литературные сказки, например «Чёрная курица, или Подземные жители», имеют увлекательный сюжет и запоминающихся персонажей.

Особо стоит коснуться произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. Рассказ «Васюткино озеро». Увлекательный сюжет удерживает внимание и дает пищу для размышления. В шестом классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой». И отведён урок для внеклассного чтения по циклу «Последний поклон». Текст даёт богатые возможности для анализа, как литературоведческого, так и для языкового. Сам рассказ по сюжету довольно прост. Но неожиданно в конце рассказчик обозначает важность описанного эпизода в его жизни: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой ». Элемент «научения» (хотя Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей) заложен в самой ситуации. И дети часто оказывались в подобном положении: обещал сделать, но не сделал. И объяснить, почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник, ученики должны сами.

В. Г. Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается он обычно без проблем. Но вот вопросы «Почему учительница стала играть с мальчиком на деньги?» и «Чему научился герой?» «идут» сложно. Возможно, причина этого в том, что автор всё объясняет читателю. Ярко смотрится эпизод игры на деньги, а вот доброта учительницы отходит на второй план.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.

Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.

Учитель является одним из участников диалога. Он вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений.

Проведенный мною анализ литературы, практики работы школы и участие в опытно-экспериментальной работе свидетельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования.

Ставропольский край - полиэтнический регион. Среди его жителей-граждане бывших республик СССР, граждане дальнего зарубежья, представители национальных республик России. Почти во всех образовательных учреждениях есть дети, для которых русский язык не является родным. Не исключение и наша школа. Это обстоятельство обуславливает необходимость приобщения учащихся к богатому культурному наследию этнических групп нашей страны и, прежде всего, к культуре народов.

В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»; «Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи - Мурат»; «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова». Изучение нерусскими учащимися языка художественных произведений русской литературы помогает им глубже и точнее постигнуть значение слов, развить навыки владения стилистически окрашенной речью.

Разработанный для шестиклассников цикл уроков «Отражение идеалов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о Кер-Оглы» (туркменский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в котором нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают высокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать качества и черты характера людей, которые отражены в данных произведениях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини - сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сходны?»; составить книжку - словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уроки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Первое дело». На первом этапе урока детьми были сделанные небольшие сообщения о жизни и творчестве писателей. Затем дети провели исследовательскую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.

Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, отражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Региональный компонент образовательного стандарта дал мне возможность на более высоком уровне познакомить ребят с национальными традициями, с особенностями языковой культуры жителей Ставропольского края. С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края, туркменских пословиц и поговорок, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам «Добро и зло», «Отечество», «Ум и глупость», «Труд и лень», создали презентацию, а затем предоставили на занятии по теме «Малые жанры фольклора», «Пословицы и поговорки народов Ставрополья».

В 7-м классе составили сборники «Обрядовая поэзия», «Обрядовые песни», в 8-м - «Казачьи песни Ставрополья», «Бытовая речь ставропольцев». Материалы работы стали предметом исследования на тему «Обрядовые песни жителей Ставрополья». Исследование увлекло ребят, помогло увидеть связь времён, связь поколений, самобытную биографию народов.

Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, у педагога появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа - языком и показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.

Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, да и просто взрослых людей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге.

Выводы:
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII - XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.

Таким образом, подведя итог, можно сказать следующее: чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.

Как отмечает М. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению - по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, - поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, с ребёнком просто нужно больше говорить.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Список литературы:
1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007. - 1300 с.
2.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32
3.Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm
4.Словарь литературных терминов. Эл.ресурс: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/
5.Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. - СПб.: Свое издательство, 2011
6. По материалам учебников Коровиной В. Я.

Какие произведения помогут легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение

Текст: Анна Чайникова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Практика показывает, что больше всего затруднений у школьников вызывает подбор аргументов в сочинении. сдавать всем, и сочинение во второй части экзамена писать придется всем, а не только тем, кто выбрал для себя гуманитарные специальности. Вместе с вами

мы разберем основные тематические блоки, и начнем с искусства, потому что на экзамене часто встречаются тексты про чтение и книги.

Типы проблем в сочинении в формате ЕГЭ :

  • Философские
  • Социальные
  • Нравственные
  • Экологические
  • Эстетические

Мы рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся в текстах ЕГЭ проблемы и подберем произведения, на примере которых будет легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ проблемы затрагивают сферу восприятия человеком прекрасного:

  • Роль искусства в жизни человека (музыки, книг и чтения)
  • Восприятие искусства (музыки, литературы, театра) и массовой культуры (телевидения, интернета)
  • Сила искусства (музыки, поэтического слова, книги) и его влияние на человека
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Отказ от книг и чтения

Примерные формулировки проблемы

Проблема роли книги/музыки в жизни человека. (Какую роль играют книги/музыка в жизни человека?)

Проблема отказа от чтения и книг. (Чем грозит человечеству отказ от книг?)

Проблема восприятия музыки/поэзии людьми. (Как люди воспринимают музыку/поэзию?)

Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)

Проблема очищающей силы искусства/поэзии/музыки). (Какова сила воздействия искусства/поэзии/музыки на человека?)

Проблема силы таланта. (В чем заключается сила таланта?)

Проблема силы поэтического слова. (В чем состоит сила поэтического слова?)

Проблема отношения к людям искусства (поэтам, композиторам), к их творчеству. (Как люди относятся к людям искусства, творческим людям?)

Проблема различий науки и искусства. (Чем различается наука и искусство?)

Поэтическое слово, звуки музыки, чудесное пение способны пробудить в человеке самые сильные эмоции, заставить испытывать различные чувства: печаль, восторг, умиротворение, - заставить задуматься о важном и вечном. Искусство оказывает очищающее воздействие на душу человека, оно может излечить душевные раны, дать силы человеку, вселить уверенность в отчаявшегося, подарить желание бороться за жизнь солдату на войне.

Книга - бесценный источник знаний, передающихся из поколения в поколение, с ее помощью человек познает мир, знакомясь с жизненным опытом других людей, изложенным в ней. Невозможно понять человека, если не читать книг, которые о нем написаны. М. Горький называл книгу «Новым заветом, написанным человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни на есть на свете».

При отказе от книг и чтения прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человечество остановится в своем развитии. Книги воспитывают нравственность, формируют личность, без них невозможно вырастить гуманного и сочувствующего другим человека. В романе «451 градус по Фаренгейту» описывает мир, в котором книги были вне закона и подлежали уничтожению. Изображая общество, отказавшееся от чтения и книг, Брэдбери говорит об опасности утраты собственного «я», индивидуальности, превращении людей в безликую толпу, которой просто управлять.

Книги способны оказать колоссальное влияние на мировоззрение человека, дать определенную модель поведения, которой он будет придерживаться в жизни. Так, «жить по книге» начинает заглавный герой романа «Дон Кихот», всем сердцем полюбивший рыцарские романы. Представляя себя рыцарем, он совершает подвиги во славу своей Прекрасной Дамы, Дульсинеи Тобосской: сражается с великанами, освобождает каторжников, спасает принцессу, борется за права угнетенных и обиженных. Из французских сентиментальных романов о жизни и взаимоотношениях с мужчинами узнают Татьяна Ларина, героиня , и София Фамусова из комедии «Горе от ума». Татьяна пишет признание в любви Онегину, совсем как героиня романа, да и возлюбленному она отводит совершенно книжную роль: он либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Сквозь призму сентиментального романа видит Молчалина София, он полностью соответствует книжному идеалу, поэтому его выбирает девушка. Язвительный Чацкий не привлекает ее, ведь в нем нет той доброты и нежности (впрочем, напускной), которая присуща Молчалину.

Безмерная любовь дочери к книгам и чтению беспокоит Фамусова, ведь он считает, что от книг один лишь вред («Ученье - вот чума, ученость - вот причина, / Что нынче пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений…» ) и «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь» .

Об опасности, которую, по мнению некоторых, может заключать в себе книга, пишет и в романе «Имя розы». Однако стоит заметить, что в руках неумного читателя книга никогда не будет опасна, но и не принесет пользы. Например, лакей Чичикова Петрушка, большой любитель чтения книг, «содержанием которых не затруднялся», все читал с одинаковым вниманием. «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит» . Книга в руках такого «читателя» нема, она не способна ни помочь, ни навредить ему, ведь чтение - это не только удовольствие, но и трудная душевная и интеллектуальная работа.

Чуткому, внимательному читателю книга способна не только подарить знания и доставить удовольствие, но и сформировать представление о мире, показать его красоту, научить мечтать и дать силы идти к своей мечте. Именно это происходит с Алешей Пешковым, героем трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Отправленный «в люди» мальчик живет «в тумане отупляющей тоски» среди грубости и невежества простого рабочего люда. В его жизни нет стремлений, цели, она кажется ребенку тоскливой и беспросветной. Но как меняется жизнь Алеши, когда к нему в руки попадает книга! Она открывает ему огромный прекрасный новый мир, показывает, что можно жить иначе: «Они [книги] показывали мне иную жизнь - жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги, и трудно понять - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно, - не хочу…» С тех пор мальчик всеми силами старается выбраться из того омута, в который попал, и книга становится его путеводной звездой.

Главная задача книги заключается вовсе не в том, чтобы развлекать читателя, доставлять ему удовольствие, утешать или баюкать, убеждает читателя М. Горький в рассказе «О беспокойной книге». Хорошая книга тревожит, лишает сна, «сеет иглы на… постель», заставляя задуматься над смыслом жизни, побуждая разобраться в себе.

Произведения

О книгах и чтении

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Мертвые души»
Максим Горький «В людях», «Коновалов», «О беспокойной книге»
А. Грин «Зеленая лампа»
В. П. Астафьев «Есенина поют»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
В. Сорокин «Манарага»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Д. Лондон «Мартин Иден»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
У. Эко «Имя розы»
Б. Шлинк «Чтец»

О музыке и пении

«Моцарт и Сальери»
«Певцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Альберт»
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Тапер»
В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
«Старый повар», «Мертвый город»

Просмотры: 0

error: Content is protected !!