О создании рабочей группы по управлению проектами. О создании рабочей группы по реализации инвестиционного проекта "создание объектов, используемых для обработки и размещения твердых коммунальных отходов, на условиях концессионного соглашения". Планирован

ПОРЯДОК

деятельности Рабочих групп в _______

  1. 1. Общие положения.

1.1. Настоящий Порядок регламентирует процесс деятельности рабочих групп при разворачивании проекта …….

1.2. Определение: Рабочей группой (РГ) является коллектив сотрудников ………, сформированный решением Генерального директора …… на определенный срок для разворачивания проекта TPS.

1.3. Рабочая группа призвана объединить в своем составе сотрудников, навыки и квалификация которых оптимальным образом отвечают достижению целей и решению задач, поставленных перед данной рабочей группой.

  1. 2. Классификация Рабочих групп в ______.

2.1. Классификация Рабочих групп в …….. проводится по признакам: отражение в штатном расписании ……… (проектные / временные ) и время действия (на долгосрочной основе / на краткосрочной основе ). Согласно этим признакам существуют 2 вида рабочих групп:

Проектные (штатные) рабочие группы получают отражение в штатном расписании ……. Данные рабочие группы наиболее приближены по своему статусу к отделам. Их создание связано с решением долгосрочных задач разворачивания проекта ……..

Временные (внештатные) рабочие группы не отражаются в штатном расписании ……. и образуются для решения в ограниченный (краткосрочный) промежуток времени задач требующих привлечения специалистов из других подразделений и пр. (например: для реализации кайдзен-прорыва по определенном направлению (шагу, этапу) проекта). По своей сути внештатные рабочие группы являются временными.

  1. 3. Формирование Рабочих групп.

3.1. Решение о формировании рабочей группы принимает Генеральный директор ……..
Данное решение отражается в:

q Распоряжении о создании РГ (Приложение 1);

q Приказе об организационно-штатных изменениях (для проектных рабочих групп) (Приложение 2).

3.2. В Распоряжении (см. Приложение 1 ) о создании рабочей группы (РГ) отражаются:

q Цель создания РГ - обозначение проблематики шага (этапа) проекта, совершенствование которого является причиной создания данной РГ;

q Название РГ ;

q Состав РГ - список сотрудников ……, входящих во РГ, с указанием должности, функциональной роли в рамках данной РГ и временных ресурсов (занятость) члена РГ по отношению к основной деятельности (max 50%);

q Задачи РГ - планируемый результат деятельности РГ;

q Сроки выполнения поставленных задач ;

q Форма итоговой отчетности по деятельности РГ ;

q Ответственное лицо РГ (должность) за предоставление периодичной и итоговой отчетности;

q Срок деятельности РГ - временной интервал, по прошествии которого группа должна быть расформирована, переформирована или ее задачи должны быть пересмотрены. В данном пункте также определяется порядок расформирования РГ (например, распоряжением Генерального директора, по предоставлению итогового отчета, по истечении срока деятельности и т.д.);

q Куратор деятельности РГ от Совета проекта.

3.3. Проект Распоряжения о создании РГ в обязательном порядке должен пройти согласование руководителей подразделений членов РГ.

3.4. Распоряжение о создании РГ доводится до всех членов РГ и лиц, курирующих ее деятельность.

3.5. Образование проектной (штатной) рабочей группы проводится согласно Приказу Генерального директора об организационно-штатных изменениях (Приложение 2). В Приказе должны быть отражены:

q Название Рабочей группы;

q Основные функции Рабочей группы;

q Должностные изменения , связанные с образованием Рабочей группы;

q Куратор Рабочей группы

  1. 4. Статус Рабочей группы.

4.1. Рабочая группа, как любой сформированный коллектив сотрудников, характеризуется статусом , определяющим место и роль группы в управленческой иерархии подразделений ……., характеризующим полномочия, обязанности, ответственность, привилегии и пр. в деятельности членов РГ.

4.2. Максимальным статусом для Рабочей группы является статус Отдела .

4.3. Для рабочих групп ……. применяется следующая классификация:

Группы

Параметр

ПРОЕКТНЫЕ (штатные)

ВРЕМЕННЫЕ (внештатные)

Полномочия

Утверждаются Должностные и Персональные полномочия для членов РГ. В Должностных полномочиях фигурирует должность сотрудника в РГ согласно штатному расписанию.

Утверждаются только Персональные полномочия со сроком действия, соответствующим сроку действия РГ

Временные ресурсы

Полная занятость

Деятельность

Мотивация

В рамках действующих правил на предприятии ……

На весь период действия РГ устанавливается фиксированный мотивационный фонд. В рамках данного фонда руководитель РГ проводит мотивацию (премирование) ее членов как в период действия РГ, так и по результатам деятельности в целом. Руководитель РГ также имеет право инициировать наложение взыскания на сотрудников РГ (в соответствии с действующими в …….. правилами).

  1. 5. Деятельность РГ.

5.1. Деятельность РГ осуществляется под руководством руководителя РГ и куратора от Совета проекта.

5.2. Руководитель РГ имеет полномочия принимать решения по всем вопросам в рамках деятельности группы. При возникновении спорных вопросов между членами РГ и руководителем, члены РГ имеют право выносить их на согласование с куратором РГ от Совета проекта. При возникновении противоречий по вопросам временных ресурсов (занятости) сотрудников в рамках РГ решения должны приниматься по согласованию руководителя РГ и начальника подразделения по "основному месту работы" сотрудника. Преимуществом в данном вопросе обладает начальник подразделения "по основному месту работы" члена РГ.

5.3. Исходя из Цели и Задач РГ, подготавливается План мероприятий РГ по форме (см. Приложение 3 ), в котором отображаются:

q Запланированные мероприятия РГ для решения поставленных задач;

q График рабочих встреч и других периодических мероприятий членов РГ;

q График контрольных мероприятий деятельности РГ.

Ответственным за подготовку Плана мероприятий РГ является руководитель РГ. Срок подготовки Плана мероприятий РГ - 5 рабочих дней с момента получения Распоряжения (если иное не указано в Распоряжении).

5.4. Утверждение Плана мероприятий проводит куратор от Совета проекта. Срок утверждения Плана, при условии отсутствия замечаний, составляет 2 рабочих дня.

5.5. В соответствии с Планом рабочей группой проводятся мероприятия для достижения поставленных задач в течение всего срока деятельности. При необходимости, данный план может корректироваться (с утверждением изменений у куратора РГ). Первоначальная редакция Плана мероприятий РГ, вместе с утвержденными изменениями к нему, являются основными документами, регламентирующими деятельность РГ.

5.6. Проведение периодических мероприятий состава РГ (совещания, рабочие встречи, отчеты и др.) осуществляется согласно плану согласованному с куратором РГ.

  1. 6. Отчетность и завершение деятельности РГ.

6.1. По истечении срока деятельности РГ (или особого распоряжения Генереального директора) на имя Генерального директора ……. предоставляется итоговый отчет о деятельности РГ в письменной форме (копия куратору), если другая форма не определена в Распоряжении о создании РГ (например, доклад на совещании, проект, контрольный листок и т.д.). К отчету может прикладываться дополнительный материал, отражающий результат деятельности РГ, предложения по дальнейшему решению задач, поставленных перед РГ, предложения по премированию членов РГ и пр. Срок предоставления итогового отчета - не позднее 5 рабочих дней после даты окончания срока деятельности РГ. Ответственный за предоставление - руководитель РГ.

6.2. На основании итогового отчета Генеральным директором ….. выносится оценка деятельности РГ, состоящая из общей оценки деятельности РГ, оценки решения поставленных задач, а также другой информации оценочного или рекомендательного характера.

6.3. Согласно пункту о прекращении деятельности РГ (см. Распоряжение о создании), Генеральным директором принимается решение о завершении деятельности (или пересмотре задач, продолжении действия) рабочей группы, которое закрепляется Распоряжением Генерального директора (резолюцией на итоговом отчете).

  1. 7. Архивирование материалов деятельности РГ.

7.1. При завершении деятельности РГ ее руководителем или назначенным им сотрудником формируется пакет ключевых документов, отражающих деятельность РГ, а именно:

q Копия распоряжения Генерального Директора ……, на основании которого была сформирована РГ;

q Согласованный план мероприятий РГ со всеми изменениями и приложениями;

q Итоговый отчет о деятельности РГ (с приложениями, если таковые имеются), подписанный Генеральным директором;

q Распоряжение Генеральным директора о прекращении деятельности РГ (если таковое имеется).

Пакет ключевых документов передается в Управляющего исполнительного комитета (УИК), срок предоставления - 5 рабочих дней с даты Распоряжения о прекращении деятельности РГ (резолюции на итоговом отчете). Ответственный за предоставление - руководитель РГ.

7.2. Данный пакет документов проходит регистрацию уполномоченным сотрудником УИК и заносится в архив документов ………. по стандартной процедуре.

_________________________ /_________/ «___» ___________ 200_ г.

(Подпись)

Согласовано :

Зарегистрировано :

№ _____ _____________ /_____________/ «___»________ 200_ г.

Доведено :


Приложение 1

РАСПОРЯЖЕНИЕ №____

О создании Рабочей группы (РГ)

Организовать следующую Рабочую группу:

Параметр:

Значение:

Название РГ

Цель создания

Состав РГ

Ф.И.О.

Должность

Роль в РГ

Занятость, % (max 50%)

Задачи РГ

Задача

Дата выполнения
(план)

Форма итоговой отчетности

Форма отчетности

Ответственный за предоставление

Срок действия РГ

Примечания

_______________ /___________/

(должность, подпись, ФИО)

«____»_________________200_ г.

Доведено:


Приложение 2

РАСПОРЯЖЕНИЕ №____

о создании Проектной Рабочей Группы (ПРГ)

Организовать следующую Рабочую Группу:

Параметр:

Значение:

Название ВРГ

Цель создания

Ожидаемый результат

Состав РГ
(список участников с указанием должностей и функциональной роли в рамках РГ)

Ф.И.О.

Должность

Роль в РГ

(Руководитель, Участник, Администратор)

Занятость, % (max 50%)

Контролируемые укрупненные задачи РГ

(max 5 задач)

Задача

Плановая дата начала и выполнения задачи

Ответственный за результат

Результат

выполнения задачи

Укрупненная задача №1

Укрупненная задача №2

Укрупненная задача №3

Укрупненная задача №4

Укрупненная задача №5

Срок действия РГ

Плановая дата окончания срока действия РГ ________________.

(плановая дата окончания срока действия РГ)

Порядок расформирования

Куратор РГ

Заказчик результатов деятельности РГ

Пункт заполняется в случае, если Генеральный/ функциональный директор не является Заказчиком результатов РГ.

Мотивация участников РГ

Приведена в Приложении 4.

Пункт заполняется вместе с Приложением 4 в случае, если принимается решение о премировании участников РГ.

________________ _______________ / И.О.Фамилия /

«____»_________________200__ г.

Исп: _____________, тел. (_____)

Номер: _____ _______________ ________________.

(Должность) (подпись) (И.О.Ф.)

« ___ » ______________ 200__ г.

Согласовано

<Должность Заказчика ПРГ>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

Руководитель отдела персонала

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

<Должность «владельца» трудового ресурса>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

<Должность «владельца» трудового ресурса>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

Доведено

<Руководитель ПРГ>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

<Администратор ПРГ>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

<Должность Участника ПРГ>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

<Должность Участника ПРГ>

/И.О. Фамилия/

"____"___________200__г.

ПРОЕКТА «НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА»

1. Рабочая группа по Цель проекта.

2. Состав Рабочей группы утверждается и изменяется Главным конструктором.

3. Рабочая группа действует в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Рабочей группы и утверждается ее руководителем.

4. Основными задачами Рабочей группы являются:

Перечисление задач проекта

5. Рабочая группа для осуществления возложенных на нее задач имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, государственных учреждений Республики Коми и муниципальных учреждений в Республике Коми материалы, необходимые для деятельности Рабочей группы;

2) готовить в установленном порядке предложения по вопросам взаимодействия кого с кем.

6. В состав Рабочей группы входят руководитель Рабочей группы, заместитель руководителя Рабочей группы, секретарь Рабочей группы, Уполномоченный представитель Стороны, Представитель стороны и члены Рабочей группы.

7. Рабочая группа возглавляется руководителем Рабочей группы.

Руководитель Рабочей группы:

1) организует деятельность Рабочей группы;

2) ведет заседания Рабочей группы;

3) подписывает документы от имени Рабочей группы;

4) дает обязательные для исполнения поручения секретарю Рабочей группы, членам Рабочей группы;

5) осуществляет контроль за выполнением решений Рабочей группы.

8. По поручению руководителя Рабочей группы его обязанности, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, исполняет заместитель руководителя Рабочей группы.

9. Секретарь Рабочей группы:

1) обеспечивает подготовку планов работы Рабочей группы, составляет повестки заседаний Рабочей группы, организует подготовку материалов к заседаниям Рабочей группы, а также проектов решений Рабочей группы;

2) информирует членов Рабочей группы о месте, времени проведения и повестке очередного заседания Рабочей группы, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;



3) оформляет протоколы заседаний Рабочей группы и решения Рабочей группы.

10. Права и обязанности Уполномоченного представителя Стороны:

1) наделяется полномочиями принятия решений, от лица руководитяля органа исполнительной власти или руководителя организации, в рамках достижения целй и решения задач поставленных перед рабочей группой;

2) координирует работу внутри представляемого им органа исполнительной власти или организации;

3) доводит решения Рабочей группы до руководства, представляемого им органа исполнительной власти;

4) согласовывает материалы, разработанные Рабочей группой, от имени представляемого им органа исполнительной власти;

5) имеет право делегировать свои полномочия другому участнику Рабочей группы.

11. Права и обязанности Представителя Стороны:

1) вносит предложения при согласовании материалов, связанных с деятельностью Рабочей группы;

2) взаимодействует с другими участниками Рабочей группы для решения задач Рабочей группы.

12. Формой деятельности Рабочей группы являются заседания. Заседания Рабочей группы о заседании с предоставлением всех необходимых документов и материалов осуществляет секретарь Рабочей группы не позднее, чем за два дня до даты проведения заседания.

Заседания Рабочей группы правомочны, если на них присутствуют не менее группы проводятся по мере необходимости. Оповещение членов Рабочей половины членов Рабочей группы. В случае отсутствия члена Рабочей группы на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

13. Решения Рабочей группы принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Рабочей группы.

Решения, принимаемые на заседаниях Рабочей группы, оформляются протоколами, которые подписываются руководителем Рабочей группы.

Член Рабочей группы, не согласный с решением Рабочей группы, вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое прилагается к решению Рабочей группы.

12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет Менеджер проекта.

по управлению проектами

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

ПРОЕКТА «НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА»

по управлению проектами

в области информационных технологий

КЛАСС ПРОЕКТА

«НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА»

Наименование критерия Описание критерия оценки Оценка проекта
Важность и уровень контроля Стратегический: Заказчиком является: Президент Российской Федерации; премьер Министр Российской Федерации; Полномочный представитель в Северо-Западном Округе; Глава Республики Коми; Правительство Республики Коми. А
Операционный: Заказчиком является: заместители Главы Республики Коми; руководители органов Государственной власти Республики Коми/ В
Внутренний: Заказчиком является: директор ГАУ РК «ЦИТ», директор ГБУ РК «ЦБИ», руководитель Офиса управления проектами. С
Ограничения по времени Изменение сроков проекта невозможно. А
Процедура изменения сроков проекта возможна при условии согласования со всеми участниками Рабочей группы проекта. В
Процедура изменения сроков проекта может быть инициирована руководителем Офиса управления проектами при согласовании с Функциональным заказчиком. С
Интегральный коэффициент сложности – max (Длительность, сложность коммуникаций, сложность разработки продукта проекта)
Длительность Короткий - до 3 мес, или Длительный - более 9 мес.. А
Средний- 3 - 9 мес. С
Сложность коммуникаций С участием более 2 функциональных заказчиков или исполнителей А
С участием 2 функциональных заказчиков или исполнителей В
С участием 1 функционального заказчика С
Сложность реализации продукта проекта Определяется экспертным путем, по умолчанию – С. А
В
С

по управлению проектами

в области информационных технологий

УТВЕРЖДАЮ

Главный конструктор

___________________________

«___» __________ 20 __ г.

УСТАВ ПРОЕКТА

«НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА»

Цели и обоснование проекта

Полное и сокращенное наименование проекта.

Полное наименование проекта – Наименование проекта.

Сокращенное наименование проекта – Краткое наименование проекта.

Код проекта – Код проекта.

Цели проекта.

В данном разделе описываются цели, которые планируется достичь в ходе исполнения проекта.

Результаты выполнения проекта.

В разделе описываются результаты, которых планируется достичь после исполнения проекта.

Обеспечение условий исполнения проекта.

Указываются условия выполнения проекта.

Ограничения проекта.

Логические ограничения проекта.

В данном разделе описываются логические рамки проекта. Необходимо представит перечень задач, которые в виде списка и по каждой задаче сделать комментарий, описывающий глубину реализации.

Временные ограничения проекта.

Указываются временные рамки проекта.

Финансовые ограничения проекта.

Указываются финансовые рамки проекта.

Технические ограничения проекта.

Указываются технические ограничения проекта

Допущения проекта.

Организационная структура проекта.

Информация о Менеджере проекта.

Указывается Менеджер проекта и его полномочия.

Структура проектной команды.

Описывается структура проектной команды. Раздел должен содержать ссылку на документ «Положение о Рабочей группе проекта».

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

О создании рабочей группы по реализации регионального проекта

«От школьной скамьи до рабочего места»

Руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области , утвержденным постановлением Правительства Пензенской области -пП (с последующими изменениями), п р и к а з ы в а ю:

1. Создать рабочую группу по реализации регионального проекта «От школьной скамьи до рабочего места».

2. Утвердить прилагаемые:

2.1. Состав рабочей группы по реализации регионального проекта «От школьной скамьи до рабочего места»;

2.2. Положение о рабочей группе по реализации регионального проекта «От школьной скамьи до рабочего места».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра – начальника Управления профессионального образования .

Утвержден

приказом

Министерства образования

Пензенской области

СОСТАВ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ОТ ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ ДО РАБОЧЕГО МЕСТА»

Заместитель Министра – начальник Управления профессионального образования Министерства образования Пензенской области (председатель рабочей группы);

Заместитель начальника Управления профессионального образования Министерства образования Пензенской области (заместитель председателя рабочей группы);

Главный специалист - эксперт Управления профессионального образования Министерства образования Пензенской области (секретарь рабочей группы).

Члены рабочей группы:

Начальник Управления развития образования и реализации целевых программ Министерства образования Пензенской области;

содействовать выполнению решений рабочей группы;

выполнять по поручению рабочей группы ее решения;

обеспечивать в соответствии с поручениями рабочей группы подготовку материалов;

сохранять в случае выхода из состава рабочей группы конфиденциальность информации.

3.2. Член рабочей группы имеет право вносить на рассмотрение на заседаниях рабочей группы внеплановые вопросы, если они носят безотлагательный характер.

Если компания не специализируется на проектной деятельности, но периодически осуществляет инвестиционные проекты, имеет смысл разработать и внедрить процедуры проектного управления. Регламентация поможет повысить эффективность работы и избежать конфликтных ситуаций.

Для начала необходимо решить, в каком случае для инвестиционных инициатив использовать процедуры проектного управления (табл. 1), а в каком нет. В качестве критериев можно использовать: объем инвестиций (например, проекты на сумму менее $500 тыс. осуществляются в рамках текущей деятельности), срок реализации проекта, количество задействованных подразделений, направленность проекта. Так, если инвестиционная инициатива направлена на развитие компании, то она может быть реализована как проект, а если связана с текущей деятельностью, то нет.

Рассмотрим некоторые организационные вопросы, которые важно учесть при управлении проектами в компании 1 .

Таблица 1 Основные организационные процедуры проектного управления

Стадии проекта Процедуры
В международной практике В российской практике
Инициация (открытие) Прединвестиционная Подготовка предварительного обоснования (инвестиционной идеи, инициативы) проекта
Рассмотрение проекта
Документальное открытие проекта
Присвоение проекту индивидуального кода (кодификация) с отражением в учетных системах
Назначение руководителя проекта
Начало осуществления отдельного учета по проекту
Формирование проектной команды (рабочей группы)
Планирование проекта Прединвестиционная Разработка бизнес-плана проекта
Формирование плана работ
Разработка бюджета
Оценка экономической эффективности проекта
Утверждение бизнес-плана и бюджета проекта руководством компании
Исполнение проекта Инвестиционная и эксплуатационная Исполнение плана работ по проекту
Исполнение бюджета проекта
Сбор информации по исполнению проекта и ведение учета
Управление изменениями (план работ, бюджет)
Подготовка промежуточной отчетности по исполнению проекта
Оценка промежуточной эффективности проекта
Завершение Ликвидационная Завершение плана работ
Завершение расчетов по проекту
Закрытие бюджета
Расчет итоговой экономической эффективности проекта
Подготовка и утверждение итогового отчета о реализации проекта
Документальное закрытие проекта (приказ) и расформирование команды проекта
Завершение ведения учета по проекту
Формирование архива документации по проекту

Место проекта в финансовой структуре

Выделение проекта в центр финансовой ответственности (ЦФО) позволит корректно оценить финансовые результаты по проекту, оперативно координировать действия участвующих подразделений, сформировать систему мотивации членов проектной команды (табл. 2). В то же время внимание руководителя проекта будет сконцентрировано не только на выполнении плана работ, но и на финансовых показателях, достигаемых при реализации

Таблица 2 Типы ЦФО по проектам

Проект Пример ЦФО
Направлен на сокращение затрат Замена оборудования, обеспечивающая снижение затрат на выпуск продукции Центр прибыли или инвестиций
Направлен на снижение рисков по основным бизнес-процессам компании Создание собственного энергетического хозяйства Центр прибыли или инвестиций
Связан с расширением производственных мощностей Приобретение дополнительного производственного оборудования Центр прибыли или инвестиций
Направлен на увеличение продаж за счет выхода на новые рынки сбыта Расширение каналов сбыта, увеличение объема производства Центр прибыли или инвестиций
Связан с развитием новых видов бизнеса Создание производства, организация продаж новой продукции Центр прибыли или инвестиций
Не имеет прямого экономического эффекта (стратегический или социально значимый) Организация точки питания сотрудников Центр затрат

Личный опыт
Сергей Алдохин

В нашей компании проекты, связанные с развитием или созданием сопутствующего (смежного) производства, новых видов деятельности, со строительством, обязательно выделяются в ЦФО. Это позволяет оценить успешность и перспективы проекта, отслеживать и анализировать соответствие текущих финансовых показателей запланированным. В то же время проекты, связанные с расширением основной деятельности, как, например, лизинг «тяжелой» техники, обычно не рассматриваются как инвестиционные, и отдельный учет по ним не ведется.

Когда проект небольшой, то, по мнению автора, его руководитель может являться одновременно ЦФО. Если же проект крупный, то в качестве ЦФО выступает подразделение, осуществляющее управление проектом или исполняющее работы по проекту. В документы, регламентирующие финансовую деятельность компании, следует включить положения о месте проекта в финансовой структуре.

Создание рабочей группы

Руководитель проекта определяет состав рабочей группы. Сотрудники могут входить в нее как на постоянной (до завершения реализации), так и на временной основе (в рамках выполнения определенной задачи). Руководителем проекта может быть назначен топ-менеджер компании, глава одного из подразделений, участвующих в проектной работе, или специалист, привлеченный со стороны. В его задачи входит организация выполнения работ по проекту, оперативное управление и контроль исполнения, своевременное обеспечение проекта ресурсами и контроль их целевого использования, а также управление бюджетом проекта на основе установленных критериев, организация формирования отчетности о реализации проекта.

Компании необходимо сформулировать требования к уровню знаний и квалификации руководителя проекта, определить его должностные обязанности и полномочия, место в организационной структуре компании, принципы подчиненности и руководства, требования к результату реализации проекта, условия и инструменты мотивации. Перечисленные требования и условия можно закрепить в положениях «О руководителе проекта» и «О принципах мотивации при реализации проектов компании», а также в должностной инструкции руководителя проекта. Впрочем, если реализация проектов в компании не носит регулярного характера, то вполне достаточно положения «О руководителе проектов», в которое можно добавить и вопросы мотивации.

Для каждого участника рабочей группы следует определить:
– время участия в проекте (в часах или процентах от величины его рабочего времени) и период участия (в соответствии с графиком реализации проекта);
– подчиненность на период участия в проекте;
– полномочия, обязанности по проекту и ответственность за результаты работ;
– порядок взаимодействия с подразделениями;
– принципы и правила мотивации за результаты работ на проекте.

Перечисленные условия можно закрепить в документах «О рабочей группе проекта» и «Мотивация участников проекта».

Личный опыт
Сергей Андреев

Если за проект отвечает одно подразделение компании, то руководитель последнего соответственно возглавляет и сам проект. Например, модернизацию станков будет курировать главный механик. Если проект затрагивает несколько подразделений, то его руководителем назначается функциональный директор. Например, проект ввода в действие новой котельной будет курировать технический директор. Руководитель проекта самостоятельно набирает команду: определяет, кто из его сотрудников нужен в проекте, с какой степенью участия, необходимо ли привлечь специалистов со стороны.

Руководителю проекта следует согласовывать с руководителями подразделений компании время и объем участия их сотрудников в проекте. По результатам согласования производится назначение сотрудников в команду проекта. Его можно оформить приказом «О формировании рабочей группы проекта».

Для разнесения затрат труда по проекту и основной деятельности следует использовать табель учета рабочего времени как для руководителя проекта, так и для членов его команды. Если время участия в проекте было оговорено заранее (например, работа займет не более двух часов в день), то табель учета рабочего времени позволит контролировать возникающие отклонения и вести корректный учет по статье затрат «Заработная плата» в рамках бюджета проекта.

Учет и отчетность по проекту

Для качественного управления проектом и контроля его реализации рекомендуется вести раздельный учет по проекту и по текущей деятельности компании. При этом нет необходимости в юридическом обособлении подразделения, осуществляющего проект. Учет можно организовать и в рамках существующих в компании учетных программ. Для этого необходимо присвоить проектам уникальные коды, организовать сбор информации по проекту, обеспечить ее внесение в учетные системы, отражение на счетах бухгалтерского и управленческого учета, а также формирование отчетности по проекту. Вести учет в разрезе проекта необходимо сразу после его открытия и присвоения кода. В этом случае все затраты по проекту, в том числе связанные с разработкой бизнес-плана, изначально будут корректно учтены.

Личный опыт
Сергей Андреев , директор по экономике и финансам Онежского тракторного завода (Петрозаводск)

На нашем заводе каждый инвестиционный проект учитывается отдельно только в управленческом учете. Занимается этим планово-экономический отдел. Поскольку проектов немного, специалисты отдела лично контролируют их реализацию, то нет необходимости в разработке специальной системы кодов.

Кодификация проектов

Присвоение уникального кода проекту (кодификация) позволяет вести отдельный учет затрат и доходов, собирать информацию по проекту на всех стадиях (для этого необходимо, чтобы код проекта был включен в обязательные реквизиты соответствующих документов), облегчает формирование архива документов по проекту и структурирование накопленной информации (табл. 3).

Код проекта должен быть достаточно простым. Например, код 10215 может означать: «1» – производство продукции А, «02» – проект направлен на сокращение затрат в производстве, «15» – порядковый номер проекта. Код проекта может фигурировать в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете для идентификации операций, проводимых по конкретному проекту. В зависимости от возможностей информационной системы код проекта может использоваться в качестве дополнительного аналитического признака к счетам бухгалтерского учета компании или включаться в номер счета. Например, номер счета 2010215 в плане счетов бухгалтерского учета компании будет означать: счет 20 «основное производство», субсчет 10215 «Производство продукции по проекту 10215» (табл. 4).

Таблица 3 Варианты использования кода проекта в документах компании

Документ Вариант кода
Внутренние первичные документы компании (заявки на оплату, на проведение изменений в проекте и т.д.) Обязательный реквизит документа, специальная графа «Код проекта»
Первичная документация компании (платежные поручения и иные исходящие банковские документы)
Деловая переписка внутри компании Код проекта в номере документа
Договора с контрагентами Код проекта в номере договора
Акты о выполненных работах Ссылка на номер договора, содержащего код проекта

Таблица 4 Примеры проводок, реализующих принципы проектного учета

Личный опыт
Сергей Алдохин , заместитель генерального директора по экономике «Сибтрубопроводстрой» (Новосибирск)

В нашей компании нет детально регламентированных кодов для документов по проектам, но на всей первичной документации обязательно ставятся отметки о том, к какому ЦФО относится документ. Если проект реализуется в рамках существующего юридического лица, то ведется его отдельный учет – как бухгалтерский, так и управленческий, составляется индивидуальный бюджет. Если же под проект создается юридическое лицо, то проблем с учетом и контролем еще меньше. Общие принципы отнесения затрат (доходов) к тому или иному ЦФО регламентируются стандартами предприятия, разработанными в рамках сертификации по системе менеджмента качества ISO 9000.

Отражение информации по проекту в учетных системах

Внесение информации в учетные системы осуществляется в соответствии со следующими правилами:
– доходы, затраты, поступления и выплаты, непосредственно связанные с проектом, отражаются как его прямые затраты и доходы;
– прочие доходы, затраты, поступления, выплаты – с использованием нормативов и условных коэффициентов распределения.

Принципы ведения учета в разрезе проектов следует описать в учетной политике для целей управленческого и бухгалтерского учета.

Формирование отчетности по проекту

Ведение проектного учета предоставляет возможность формировать разнообразную отчетность в разрезе проекта. В частности, отчеты об исполнении бюджета, позволяющие контролировать изменения и прогнозировать финансовый результат проекта. Периодичность составления отчетов определяется потребностями компании или требованиями внешних пользователей. В целом виды, формы финансовой отчетности в разрезе проекта, правила и периодичность ее формирования следует отразить в положении по бюджетированию компании.

Подготовка отчетности в разрезе проектов может принести и другие выгоды. В частности, в отдельных регионах России предприятиям, осуществляющим инвестиционные проекты, предоставляются льготы по налогам, уплачиваемым в местный бюджет. Однако одним из необходимых условий для получения указанных льгот, помимо требований к содержанию проекта и его масштабу, часто является предоставление обособленной финансовой отчетности по проекту в соответствии со стандартами бухгалтерского учета РФ.

Контроль реализации проекта

Под контролем реализации проекта понимается регулярный мониторинг отклонений по срокам реализации проекта, его стоимости и качеству работ. Основанием для анализа может служить периодическая отчетность, составляемая в процессе реализации проекта.

Если в компании реализуется один проект, то, как правило, показатели его выполнения контролируются генеральным директором. Если же проектов много, то функции контроля рекомендуется разделить. За оперативный контроль исполнения бюджета проекта может отвечать финансовая служба, а за оперативный контроль исполнения плана работ – подразделение, занимающееся управлением проектами в компании. В этом случае генеральный директор сможет заниматься лишь общим стратегическим контролем реализации проектов, просматривая сводную информацию по бюджету и исполнению плана работ по проекту. Процедуры контроля и мониторинга проектов могут быть прописаны в положении «О принципах контроля и мониторинга реализации проектов» и в инструкции «Об управлении изменениями проектов компании».

Личный опыт
Сергей Алдохин , заместитель генерального директора по экономике «Сибтрубопроводстрой» (Новосибирск)

В нашей компании контроль реализации проектов осуществляется на двух уровнях. Во-первых, регулярно проходят совещания руководителя проекта и генерального директора (акционеров), в ходе которых изучаются отчеты о ходе реализации проекта, содержащие расшифровку всех финансовых и технических показателей. В рамках этих встреч может быть принято решение о существенной корректировке проекта как по предложению руководителя проекта, так и по решению генерального директора (акционера). Во-вторых, действия рабочей группы контролируются руководителем проекта. Он вправе вносить корректировки в проект, но только в рамках утвержденного бюджета и без существенного изменения технических параметров или сроков реализации.

Сергей Андреев , директор по экономике и финансам Онежского тракторного завода (Петрозаводск)

У нас контроль реализации проектов входит в функции планово-экономического отдела. Контролируются сроки, затраты и результат проекта. Основанием для контроля служат отчеты о финансировании инвестиционной деятельности (содержат информацию об оплате услуг сторонних организаций, приобретении оборудования, материалов, комплектующих и т.д.) и отчеты руководителей проекта (список и сроки выполненных работ, понесенные энерго- и трудозатраты, износ инструментов, оснастки, амортизация оборудования). Период отчетности определяется для каждого проекта индивидуально.

При выявлении несоответствий между планом работ по проекту и его фактическим исполнением руководитель проекта или члены команды проекта анализируют причины отклонений и инициируют внесение изменений в план проекта.

Управление изменениями

На практике часто возникает необходимость внести изменения в план-график реализации проекта. В большинстве случаев это происходит спонтанно, скорее как реакция на события, вызвавшие отклонения. В таком случае можно говорить лишь о следовании за изменениями, а не об управлении ими. Любые изменения, предлагаемые для внесения в проект, должны быть обоснованы и утверждены. При этом в обязательном порядке следует оценить, как эти изменения повлияют на другие параметры проекта. Например, каким образом увеличение сроков отразится на стоимости проекта и его бюджете. Их можно отразить в запросе на изменения (рисунок).

Личный опыт
Сергей Андреев , директор по экономике и финансам Онежского тракторного завода (Петрозаводск)

Если необходимо внести корректировки в проект, в частности, увеличить его бюджет или сроки реализации, то руководитель проекта готовит обоснование и передает его в планово-экономический отдел. Последний предлагает варианты решения (например, внести или отклонить изменения), согласовывает их предварительно с директором по экономике и финансам и передает на утверждение генеральному директору. Руководитель проекта не вправе самостоятельно вносить какие-либо корректировки по ходу проекта.

Ответственность за утверждение изменений по проекту можно разделить следующим образом. Если они не существенно влияют на сроки, стоимость и качество работ, то их вправе утвердить руководитель проекта самостоятельно (в пределах общей суммы утвержденного бюджета). В частности, он может управлять изменениями в области состава, содержания и сроков выполнения работ; стоимости и бюджета проекта; параметров качества, команды проекта; оценки рисков проекта; взаимодействия с участниками проектов; поставки (закупки) для проекта. Если изменения существенны и могут привести к нецелесообразности дальнейшей реализации проекта, то решение должен принимать вышестоящий руководитель.

Рисунок Форма документа «Запрос на изменение»

Завершение проекта

Личный опыт
Сергей Алдохин , заместитель генерального директора по экономике «Сибтрубопроводстрой» (Новосибирск)

По любому проекту может быть принято четыре вида решений. Примерно в 30% случаев закрытие проекта связано с его полной и успешной реализацией без изменения или существенной корректировки целей проекта. В 10–20% случаев проект закрывается в связи с его провалом. Здесь важно найти виновных и сделать правильные выводы, чтобы в будущем не повторять ошибок. В остальных случаях принимается решение о продолжении проекта (например, из-за усложнения поставленных перед ним задач или увеличения их количества) или о его трансформации в экономически эффективное самостоятельное направление деятельности.

Сначала нужно удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и их результаты соответствуют плановым. Полученная информация фиксируется в документе «О выполнении плана работ по проекту», который позже включается в итоговый отчет о реализации проекта. В то же время завершаются расчеты по проекту с контрагентами и внутри компании (с персоналом, участниками проекта – подразделениями компании), консолидируется вся финансовая информация, закрывается бюджет проекта и производится предварительный расчет размера премиальных выплат. Показатели итоговой экономической эффективности проекта определяются в соответствии с принятой в компании процедурой и включаются в итоговый отчет о реализации проекта.

В итоговый отчет о реализации проекта следует включить описание целей проекта, требований к его результатам, а также перечень первоначальных параметров и характеристик (из бизнес-плана), изменений, внесенных в проект, и их причин. Важной частью итогового отчета являются описание полученных результатов и раскрытие показателей эффективности. Ответственность за подготовку данного документа можно закрепить за руководителем проекта. Утверждение отчета относится к полномочиям генерального директора, а для особо значимых проектов – акционеров (собственников компании).

По завершении проекта его команда должна быть расформирована. При этом основным вопросом является дальнейшее трудоустройство тех членов команды, кто участвовал в проекте на 100% своего рабочего времени. Их можно перевести на новый проект или в подразделения компании. В любом случае руководителю проекта необходимо еще до завершения работ обсудить и согласовать с топ-менеджментом компании варианты решения этого вопроса и заранее объявить сотрудникам их дальнейшую судьбу. Процедуру расформирования команды можно закрепить в положении «О команде проекта».

Наконец, завершающим этапом является формирование архива документации по проекту. В него может быть включен не только итоговый отчет о реализации проекта, но и полный комплект документов, оформленных в ходе реализации проекта. Такой архив является частью базы знаний и накопленного опыта компании и в будущем может существенно сократить затраты на реализацию аналогичных проектов.

Приказ о создании рабочей группы пишется в тех случаях, когда перед директором организации стоит задача по выбору нескольких сотрудников для решения какого-либо важного текущего вопроса.

Любую проблему рабочая группа решает намного оперативнее и качественнее, чем если бы над ней работал один специалист. Более того – иногда случаются ситуации, в которых работникам предприятия для достижения общих целей необходимо действовать сообща.

ФАЙЛЫ

Поводы для составления приказа

Обстоятельств, по которым в работе организации возникает необходимость составления приказа о создании рабочей группы, может возникнуть немало. Например, рабочая группа может понадобиться для:

  • создания локальной нормативной документации;
  • работы над какими-то проектами;
  • оценки производимой продукции;
  • проверки техники и оборудования и т.д.

Кого включить в состав группы

Руководство и администрация каждого предприятия самостоятельно решают, сколько человек и кого именно включить в состав той или иной рабочей группы – в принципе, все зависит от того, над какими именно проблемами этим сотрудникам предстоит совместно работать.

Отметим лишь то, что каждый из них выполняет строго отведенную ему роль, а это значит, что все люди, вошедшие в состав рабочей группы, должны обладать достаточной квалификацией, определенным образованием и опытом работы. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать друг с другом, невзирая на личные симпатии и антипатии, поскольку они несут полную солидарную ответственность за результаты своего труда.

В рабочую группу допускается включать не только штатных работников организации (как правило, из разных подразделений), но и сторонних экспертов (особенно, если речь идет о каких-то сложных технологических процессах, оборудовании, технике и т.п.).

Кто составляет приказ

Так как любой приказ формируется всегда от имени руководителя предприятия, то прямая обязанность по его написанию обычно возлагается на секретаря, юрисконсульта или иного приближенного к директору сотрудника, имеющего представление о том, как писать распорядительные документы.

Вне зависимости от того, кто именно занят в формировании приказа, для придания ему легитимности важно соблюсти только одно ключевое требование: чтобы после составления он в обязательном порядке был заверен самим директором.

Общие сведения о документе

Если у вас возникла потребность в составлении приказа о создании рабочей группы, ознакомьтесь с нашими советами и посмотрите приведенный ниже образец документа.

Для начала дадим общие сведения о приказе. Сейчас унифицированного стандарта по составлению распорядительных бумаг нет, так что любой подобный документ работники компаний могут писать в свободном виде, или, если в организации есть разработанная и утвержденная форма приказа – по его образцу.

Формируя приказ, руководствуйтесь несколькими простыми правилами.

  1. Каждый приказ (и этот в том числе) должен иметь под собой обоснование, которое всегда пишется в начале документа, после слов «В связи с…». Оно дает представление об обстоятельствах, послуживших причиной для составления приказа. Кроме того, в бланк вписывается и основание – т.е. ссылка на статью и пункт закона, который дает право для написания данного документа.
  2. Приказ допускается писать на обыкновенном листе любого удобного формата (чаще всего применяется А4) или на фирменном бланке предприятия (как правило, в тех случаях, если такое требование указано в нормативных актах фирмы).
  3. Писать приказ можно от руки (главное, чтобы написано все было четко, разборчиво, без ошибок и исправлений) или набирать на компьютере.
  4. Документ составляется в одном экземпляре, который подписывается директором (или работником, уполномоченным действовать от его имени), а также всеми другими упомянутыми в нем лицами. Все автографы должны быть только «живыми», т.е. факсимильные (отпечатанные) подписи в бланке использовать нельзя.
  5. Ставить на приказе печать надо только тогда, когда правило по применению штемпельных изделий для визирования бумаг закреплено в учетной политике организации. После составления приказ регистрируется в журнале учета распорядительной документации (он должен быть в каждой компании).

Образец приказа о создании рабочей группы

В «шапке» документа пишется:

  • его название (с коротким обозначением смысла);
  • номер, присвоенный в соответствии с внутренним документооборотом;
  • наименование предприятия;
  • дата, место формирования приказа.

Затем ниже идет основная часть, в которой указывается:

  • обоснование, т.е. по каким объективным причинам понадобилось составление данного распоряжения;
  • состав рабочей группы – должности, имена-отчества-фамилии сотрудников, выделить среди них главного (председатель и члены группы);
  • конкретные цели и задачи, которые предстоит решить рабочей группе;
  • при необходимости поставить четкие сроки для выполнения возложенных на рабочую группу обязанностей.

В заключение следует вписать ответственное за исполнение приказа лицо (это может быть сам директор или любой его заместитель, руководитель структурного подразделения, председатель рабочей группы).

Хранение документа

После того, как приказ будет написан и оформлен так, как полагается, а все заинтересованные лица с ним ознакомятся, его необходимо передать на хранение секретарю организации или другому работнику, который несет ответственность за сохранность распорядительных бумаг. В течение всего периода действия приказ должен лежать в отдельной папке вместе с другими подобного рода документами, в кабинете, доступ в который для посторонних людей ограничен.

После того, как срок хранения приказа закончится, его можно передать в архив предприятия и впоследствии уничтожить в установленном законом порядке.

error: Content is protected !!