Презентация по русскому языку на тему " происхождение устной и письменной речи". Устная речь Устная речь и ее разновидности презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Устная речь и её происхождение Давайте поговорим о происхождении устной речи. Начнём с того, очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу. Первые люди на Земле были слабы и беспомощны, но они уже умели передвигаться на двух ногах, а значит, их руки были не заняты, и люди могли пользоваться простыми орудиями труда – палкой и камнем. Это было очень важное преимущество человека по сравнению с дикими животными.

3 слайд

Описание слайда:

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем, но по-прежнему никто не мог ничего рассказать, никто не мог обменяться своими мыслями. Но что же делать? Необходимо же было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться жестами! А если к жестам прибавлялись ещё и некоторые простые звуки, то получался вполне понятный – язык жестов! Мы до сих пор пользуемся этим языком. Пожимая друг другу руку, мы как бы говорим «Здравствуйте!», помахивая рукой, говорим «До свидания!, хлопая в ладоши, одобряем «Хорошо! Браво!»

4 слайд

Описание слайда:

Но как бы ни выразительны были жесты и мимика человека, в темноте они не были видны. Да и во время работы руки заняты – не поговоришь. Древним людям надо было придумать что-нибудь надежней, чем язык жестов. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали пользоваться звуками своего голоса для передачи слов. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а обозначать звуками своего голоса. Это действительно было похоже на чудо! Звуком, который только что прозвучал и исчез, можно обозначить все то, что не исчезает: дерево, огонь, дождь, ветер, воду, - все, что существует вокруг нас! Так люди стали обладать величайшим секретом превращения звука – в мысль, а мысли – в слово!

5 слайд

Описание слайда:

И этим великим секретом языка пользуются только люди! Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значение этих звуков окончательно отделило человека от диких животных. Так постепенно стали появляться первые на Земле слова. Это были самые маленькие частицы человеческой речи, которые имели какой-то смысл. Они уже были понятны людям одного племени. Первыми словами на Земле могли быть слова команды, например: Давай! Стой! Сюда! Вперёд! Эти слова обозначали уже не просто предметы, а действия. И это было очень важно для первобытного человека. Потому что, когда люди начали словами и жестами объяснять друг другу, что можно делать и чего делать нельзя, тогда и возник язык. Тогда он и стал средством общения!

6 слайд

Описание слайда:

Появились не только первые существительные, слова, обозначающие все существующие вокруг людей предметы, но и глаголы. Это очень важные слова, которые обозначают, что следует делать или что не следует делать человеку. Затем появились слова, которые обозначают качество предмета. Какой это предмет? Большой, маленький, горячий, тяжёлый, красивый, сильный, высокий… Так появились и многие другие слова. Все слова постепенно складывались в предложения. Возникла устная речь. Это было величайшее событие в развитии человечества. Человек начал мыслить словами и говорить словами!

7 слайд

Описание слайда:

Итак, на вопрос, что такое устная речь, ответить очень просто: устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

8 слайд

Описание слайда:

Письменная речь и её происхождение Теперь мы знаем, что понадобились много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но не меньше времени потребовалось и для того, чтобы люди научились писать и читать. А так ли уж необходимо было изобретать письменную речь? Разве не достаточно того, что мы, разговаривая, понимаем друг друга? Да, для беседы и разговора устной речи вполне достаточно, но произнесенное слово быстро исчезает, и след от него остаётся только в памяти того, кто его слышал. Прошли тысячи лет, прежде чем люди смогли придумать способ, как сохранить звуки слов и затем передать их другим людям. И первыми шагами к письму были рисунки на скалах и в пещерах. Эти рисунки помогали людям общаться друг с другом.

9 слайд

Описание слайда:

Вторым шагом к письменности был древнейший вид письма – пиктография, письмо рисунками. Это слово произошло от латинского слова pictus – рисованный, живописный и греческого слова grapho – пишу. Человеку, который писал такое письмо, необходимо было как можно точнее изобразить предметы и жизненные ситуации, а читающему это письмо нужно было правильно угадать, что в нем нарисовано.

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Примерно 4000 лет до н.э. образовалось государство, которое называлось Шумер. Находилось оно в Азии между реками Тигром и Ефратом к северу от Персидского залива. Жил там трудолюбивый и процветающий народ – шумеры. И именно процветание шумеров, их богатство и создало новую проблему в древней истории человечества. Шумерам понадобилось вести счёт своим богатствам и каким-то образом записывать все сведения о количестве скота и зерна для контроля и сохранности! Тогда жители Шумера, чтобы не сбиться со счёта, начали помогать себе рисунками. Из сырой глины они делали небольшие лепёшки и рисовали на них то, что хотели сосчитать. Для этого они пользовались заточенной палочкой, а когда глина высыхала, рисунок надолго сохранялся.

12 слайд

Описание слайда:

Так, начав со знаков для счёта, постепенно шумеры перешли к письменности! Они рисовали птиц, растения, скот и многие другие предметы и со временем заметили, что не обязательно подробно рисовать птицу, можно упростить рисунок и ту же птицу изобразить большим значком, похожим на неё. Главное, договориться с теми, кто будет читать, что этот значок обозначает именно птицу! Но тогда надо было научить других людей понимать эти значки, иначе никто не смог бы прочесть то, что там написано. Так возникла необходимость в школах и учителях! Но как было трудно выучить такое количество значков! И тут появилась новая мысль: обозначать значками не предметы, потому что их все не перечислить, а только слова, обозначающие эти предметы. И тогда знаки для предметов превратились в знаки для слов.

Русская устная речь

Слайдов: 14 Слов: 554 Звуков: 0 Эффектов: 0

Российские разработки корпусов устной речи. Корпусы звучащей речи. Корпусы устных текстов. Образец транскрипции. Устная речь в Национальном корпусе. Национальный корпус русского языка. Способ представления устных текстов. Представительность Корпуса живой русской речи. Метатекстовая аннотация в корпусе устной речи. Морфологическая разметка. Состав и структура корпуса устной речи. Распределение текстов по времени записи. Перспективы развития корпуса устной речи. - Русская устная речь.ppt

Устная и письменная речь

Слайдов: 6 Слов: 156 Звуков: 0 Эффектов: 0

Как мы используем свою речь дома? Мы с братьями и сестрой любим смотреть телевизор. Узнавать о том, что происходит в мире, смотреть фильмы. Вся наша семья любит слушать радиопередачи. Мы не можем обходиться дома без устной и письменной речи. Устная и письменная речь очень важна в повседневной жизни.?. - Устная и письменная речь.ppt

Речь

Слайдов: 8 Слов: 238 Звуков: 0 Эффектов: 8

Школьная риторика. Школьная риторика учит эффективному общению, в том числе речевым жанрам. Успешное общение. Задачи общения. Компоненты речевой ситуации. Зачем, с какой целью? Кто? ЧТО? Где? Как? Когда? Кому? Речевой жанр. Речевой жанр имеет все признаки текста, но ещё и свои особенности. Речевые жанры в школьной риторике: информационные, воздействующие, информацтонно-воздействующие. Информацинные жанры (инф. сообщение, устный ответ, доклад, объявление, заявление…). Воздействующие жанры (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.). Информационно-воздействующие жанры (дискуссия, отзыв, рецензия, афиша, заметка и т.д.). - Риторика.ppt

Уроки риторики

Слайдов: 16 Слов: 161 Звуков: 1 Эффектов: 34

Умей благодарить.». Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Проверьте всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки! Риторика. Волшебница речь. Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами. Сегодня мы вместе откроем ещё один секрет, тайну. Улыбка. Что может вызвать хорошее настроение? Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду много пчёл. Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»? Спасибо. Благодарю. Очень признателен. Звонить звонишь звоните звоним звонят. Торт торты печёт. Откройте учебник «Риторика» на странице 57. Разыграйте ситуацию: Вам на день рождения подарили два одинаковых подарка. - Уроки риторики.ppt

Что такое риторика

Слайдов: 16 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 70

Что такое риторика? Родиной риторики считается Древняя Греция. Отцами риторики были софисты-учителя красноречия и составители публичных речей. Горгий. Протагор. Против софистов выступил. Сократ. Состав судей включал в себя 501 человека. Сократу была предоставлена возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ до конца был верен своим принципам и предпочёл смерть. Сократ не оставил после себя ни строчки своих текстов. Платон. Аристотель. Замечательным оратором Древней Греции был. Демосфен. Древний Рим. Марк Фабий Квинтилиан. Крупнейшие древнеримские ораторы. Марк Туллий Цицерон. - Что такое риторика.ppt

Античная риторика

Слайдов: 15 Слов: 959 Звуков: 0 Эффектов: 0

Риторика Древнего Рима и Греции. Слово. Средство воздействия на окружающих. Древнегреческая риторика. Софисты. Теория красноречия. Сократ и Платон. Ценное в теории красноречия. Аристотель и его риторика. Ораторы Древнего Рима. Речь состоит из содержания и слов. Квинтилиан. Образ мыслей. - Античная риторика.pptx

Выступление

Слайдов: 66 Слов: 2666 Звуков: 0 Эффектов: 0

Публичное выступление. Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. «У меня есть мечта» («I have a dream») 28 августа 1963 года. Признана лучшей речью XX века американским сообществом ораторского искусства. Что учитывать при подготовке к выступлению? Стратегия вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Правила формирования доверия в отношениях между коммуникатором и аудиторией. Составляющие публичного выступления. Аудитория, работа с аудиторией при выступлении. Что учитывать? Каковы основные правила? Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Выступающий должен учитывать следующие моменты аудитории. - Выступление.ppt

Эффективное публичное выступление

Слайдов: 27 Слов: 800 Звуков: 0 Эффектов: 14

Планирование презентации и техника эффективного выступления. Этапы создания презентации. Планирование презентаций. Определение целей и задач. Технические условия. Условия демонстрации. Информация об аудитории. Мотивация аудитории. Выделение основных идей презентации. Подбор информации. Планирование вступления. Пять «смертных грехов» вступления. Разработка презентации. Подача материала. Структура презентации. Логика и переходы. Ключевые составляющие. Возможные типы заключения. Репетиция презентации. Пять «смертных грехов» выступления. Требования к докладчику. Приемы подготовки презентации. - Эффективное публичное выступление.ppt

Ораторское искусство

Слайдов: 6 Слов: 207 Звуков: 0 Эффектов: 14

Ораторское искусство. История ораторского искусства. Сократ – великий афинский философ, род. в469 г. до Р.Х. Аристотель –философ-натуралист, основатель школы перипатетиков. Наставник Александра Македонского. Построение текста. - Ораторское искусство.ppt

Искусство ораторской речи

Слайдов: 63 Слов: 1435 Звуков: 0 Эффектов: 27

Искусство презентации и ораторское искусство. Человек. Искусство презентации. Практикум. Конрад Цахариас Лоренц. Презентация. Правила маркетинга. Искусство. Интервью. Виды презентации. Нейтральное повествование. Разбор провала презентации. Неудача. Правило. Планирование презентации. Планирование. Подготовка. Подготовка презентации. Этап. Докладчик. Определение цели презентации. Золотое правило. Цель должна соответствовать интересам аудитории. Анализ аудитории. Презентация должна быть выполнена в классическом стиле. Одежда должна быть формальная. Часть информации. Шанс для карьерного роста. - Искусство ораторской речи.ppt

Основы ораторского искусства

Слайдов: 33 Слов: 1000 Звуков: 0 Эффектов: 0

Принципы эффективной коммуникации. Ораторская речь. Устное слово. Ораторское искусство. Знания об ораторском искусстве. Искусство слова. Риторика. Аристотель. Действие убеждающей речи. Творческая деятельность. Природное дарование. Цицерон. Сочетание мысли и чувства. Роды и виды ораторской речи. Придворное красноречие. Роды красноречия. Общие требования к оратору. Основные требования к оратору. Этапы подготовки публичного выступления. Лектор. Докоммуникативная фаза. Коммуникативная фаза. Посткоммуникативная фаза. Советы оратору. Выступать только тогда, когда есть что сказать. - Основы ораторского искусства.ppt

Тренажёр по сценической речи

Слайдов: 27 Слов: 4671 Звуков: 2 Эффектов: 4

«Как назвать кота?». Игра-тренажёр по сценической речи Для детей школьного возраста Подготовила Булатова Ирина Анатольевна. Игра-тренажер по сценической речи «Как назвать кота?» Цели и задачи: Воспитание культуры и уважительного отношения к русскому языковому наследию. Рассказать детям в игровой форме о богатстве русского языка. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость детей. Создавать радостную творческую атмосферу в коллективе. Развивать творческие способности, память, внимание, любознательность, способность фантазировать, сочинять истории, выражать эмоции и чувства через речь и движение при постановке сценок. -

Агафонова Е.Е. СоСо Содержание Устная и письменная речь Слайд 5. «Для чего человеку нужна речь?» Слайд 6. «Устная речь». Слайд 7. «Характеристика устной речи». Слайд 8. «Голос. Особенности интонаций». Слайд 9.«Невербальные средства общения». Слайд 10. «Пожалуйста,потише…».Задание классу. Слайд 11. «Как вести себя во время разговора». Слайд 12. «Письменная речь и её разновидности». Слайд 13. «Письменная речь».


Агафонова Е.Е. Стили речи Слайд 14. Выбор стиля речи. Слайд 15. «Стили речи».(Стихотворение). Слайд 16. Стили речи (опорный конспект). Слайд 17. Разговорный стиль и его особенности. Слайд 18. Художественный стиль. Слайд 20. Художественный стиль и его особенности. Слайд 21. Публицистический стиль. Слайд 22. Публицистический стиль. Сфера употребления, цель, жанры. Слайд 23. Особенности публицистического стиля. Слайд 24. Официально – деловой стиль. Слайд 25. Официально – деловой стиль и его особенности. Слайд 26. Схема научного стиля речи. Слайд 27. Стилистический эксперимент 1. Слайд 28. Стилистический эксперимент 2.


Типы речи Слайд 28. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Слайд 29. Типы речи. Повествование. Слайд 30. Повествование. Слайд 31. Структура повествования. Слайд 32. Описание и его структура. Слайд 33. Объекты описания. Слайд 34. Рассуждение и его структура. Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.


Для чего нужна человеку речь? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ Р РЕЧЬ И И Е ЕЁ Р РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ




Агафонова Е.Е. ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость) 1.ТЕМП (скорость) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 4.ТОН 4.ТОН ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно


Агафонова Е.Е. ГОЛОС ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса: - Алло.Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы. Возможны варианты: спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный. Варианты силы голоса: громко, слишком громко, шёпотом, тихо…


Невербальные (несловесные)средства общения очень часто используются в разговоре, дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение, что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция с обеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника


Пожалуйста, потише… -В музее, кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите, никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1. Говорите спокойно 2. Не размахивайте руками. 3. Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4. Умейте слушать другого. 5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша р ечь не была монотонной. 6. Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми








Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный


Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств)


Агафонова Е.Е. Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Цель - общение Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем, какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства: 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры (фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация, инверсия,параллелизм,риторический вопрос,об- ращение,умолчание,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.


Художественный стиль речи 1.Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля. 2.Основная функция – эстетическая. 3.К средствамхудожественной выразительности относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ. 4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики,иногда – просторе- чий, диалектизмов,профессионализмов. 5.Тип речи – рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.




Агафонова Е.Е. Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных, журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья, рецензия, зарисовка, очерк,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.


Агафонова Е.Е. Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж- на быть понятна всем. Чтобы воздействовать на воображение и чув- ства читателя, исполь- зуются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТА- ФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы


ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обста- новке (сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности). Цель –сообщение, информирование. Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования.


Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые, служебные, производственные отношения. Цель использования – сообщение, информирование. Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования. 2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе- предписывающий характер. Языковые особенности. 1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2.Синтаксис – осложнённые простые предложения. 3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание. 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.




Стилистический эксперимент Задание: 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоз- дился) Соловей. С восхищением он(смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем). Но пришла осень.(Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс, уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня. А.Смирнов.


Агафонова Е.Е. Стилистический эксперимент Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор?глазёнки 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок? Глаза. Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза: - Что вы бегаете? Чего ищете? Забегали глазёнки, засуетились, говорят: - Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – cами знаете. И были гляделки: тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза: - Что вы смотрите? Что видите? Скосились гляделки, закричали: - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб.




Типы речи. Повествование. : Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности. Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой, хроноло- гической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а потом уже - о самом дейcтвии). 2. Выразительная и изобразительная сила повество- вания заключается в наглядном представлении дейст- вия. 3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события,по- могают развёртыванию повествования.


ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ, особенно формам прошедшего време- ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога- ют развёртыванию повествования). К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ. Агафонова Е.Е. Описание и его структура Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель – ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания – сделать так, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания: 1.Общее представление о предмете. 2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей) 3.Авторская оценка, вывод,заключение. Языковые особенности: 1. Широкое использование слов, обозначающих качест- ва, свойства предметов. 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в фор- ме настоящего времени. 3. Важную роль играют определения, назывные и неполные предложения.
Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснован- ные выводы. Это умение необходимо,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Композиция 1. Тезис (высказывается какая – то мысль) 2. Аргументы(доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)… Убедительные, сопровождаемые примерами 3. Вывод (заключение)


Агафонова Е.Е. Рассуждение и его характерные особенности Рассуждение и его характерные особенности Важно, чтобы а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис, а не что – то другое (факт – самое бес – спорное доказательство). д) для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых, во – вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом Жанровые формы рассуждения ПисьмоСтатья Рецензия Доклад Полемический диалог


1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г

Особенности устной и письменной речи
Устная речь предполагает отношения «говорящий- слушающий», что создаёт коммуникативную ситуацию.Письменная речь не зависит от непосредственного контакта автора и адресата, поэтому иные цели и построение речи.
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.Интонация автора передаётся с помощью знаков препинания. Казнить нельзя помиловать
Для передачи мысли используется абзац.Пробел – увеличение расстояния между строками – позволяет отделить одну часть текста от другой.Автор может использовать различные шрифты и выделения для того, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Автор не знает конкретного адресата, но обобщённый образ читателя непременно учитывается.Автор имеет возможность совершенствовать текст, возвращаться к написанному, изменять композицию.Он может спрогнозировать зрительное восприятие.
Текст воспринимается первоначально зрительно.Письменный текст для читателя – это возможность стать непосредственным собеседником с людьми других эпох.Письменный текст дает возможность возвращаться к написанному (ретроспекция).Такой текст даёт нам возможность перечитывать его по отдельным фрагментам, чтобы подобрать цитаты или ради удовольствия.
Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего. Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь.
2. Тембр речи (разница звуковых колебаний).3. Громкость голоса.4. Интонация. С помощью интонации человеку удаётся передавать малейшие оттенки чувств.5. Мимика и жесты делают устную речь более выразительной.
Устная речь бывает неподготовленной и подготовленной.-Повтор мысли, слов-стройна и логична по компо--прерывистость зиции-речевые ошибки-возможность появления-непоследовательность в ней стилистических и рече- изложения вых ошибок значительно снижается.
Обычно автор предполагает, перед кем он будет выступать. Это даёт ему возможность учесть возраст, социальную принадлежность, уровень образованности, настроение аудитории.
МонологичнаИспользуются обособленные обороты.Предложения, как правило, длинные.
ДиалогичнаИспользуются придаточные конструкции.Неполные, нераспространённые предложения.
Особенности письменной речи для автораВозможность продумать план текста.Возможность продумать содержание текста.Выбор необходимых языковых средств.Ориентация на определенного адресата.Возможность совершенствовать текст.
Особенности устной речи для автораВозможность продумать план текста.Возможность продумать содержание речи.Использование внеречевых средств.Возможность зрительного восприятия адресата.Невозможность исправить и совершенствовать текст.
Особенности письменной речи для адресатаЗрительное восприятие текста.Отдаленность от написанного во времени.Возможность возвращения тексту.
Особенности устной речи для адресатаСлуховое и зрительное восприятие текста.Непосредственный интеллектуальный и эмоциональный отклик.Невозможность возвращения к услышанному тексту (в полном объеме).
Средства письменной речи БуквыЗнаки препинанияАбзацПробелШрифтВыделения
Средства устной речи ТемпТембрГромкость голосаИнтонация, паузаЖестыМимикаЗвукиВнешность
Форма есть внешнее отражение внутреннего содержания. Поэтому не следует превращать форму в божество. Не нужно больше бороться за форму, когда она способна служить средством выражения внутреннего голоса. Бесполезно видеть в какой-то одной форме спасение. Эту мысль следует правильно понять. Для каждого художника, для самостоятельно творящего художника то средство выражения является лучшим, которое наилучшим образом воплощает то, что он обязан нам передать. (В.Кандинский).
НезабываемыедетскиеП Р А З Д Н И К ИС Золушкой, Барби,Спайдерменом и БэтменомКлоуны, ростовые куклы, фокусы…а также торт, шары и хорошее настроение!От агентства«БРЕМЕНСКИЕ МИУЗЫКАНТЫ»
Самый лучший отдых – работа;Самый лучший день – сегодня;Самый большой дар – любовь;Самое большое богатство- здоровье!
Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
Жизненный опыт показывает и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Можно предотвратить все заболевания гораздо раньше, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий.Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку

Угадайте загадку Это необычный дом, Не живут ведь в доме том. Кто в него войдёт, Ум приобретёт.

Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученье свет, а неученье тьма. Чтоб других учить, надо свой разум наточить

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли В « Азбуке » кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. Это тетрадь, в которой ученики учатся писать

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам).

– Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.

КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? с. 5 – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки).

СОСТАВЛЯЮТ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «Пробуждение природы весной»

Пословицы о труде и трудолюбии

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет


error: Content is protected !!