Критерии оценивания работы студента на круглом столе. Критерии и шкала оценивания компетенций при организации и проведении деловой игры Структура деловой игры

Ролевая игра, имитирующая реальную профессиональную деятельность (деловая игра) — игровая образовательная технология, представляющая собой моделирование проблемной профессиональной ситуации, решение которой достигается в процессе ролевого взаимодействия участников, по правилам, с формированием команд игроков и «группы экспертов», в соответствии с сюжетом, по определенному сценарию и последующей оценкой принятого решения.

Разыгрываемая ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное участие обучающихся.

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят обучающихся в сферу профессиональной деятельности, являясь мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков, а также способности решать нестандартные профессиональные задачи.

Интерактивное взаимодействие происходит в процессе всей деловой игры, так как решения принимаются преимущественно коллективно. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Обучающиеся приобретают социальные навыки, развивают коммуникативные способности, критическое мышление, для принятия профессионально грамотных решений.

Приобретенные в процессе игры практические навыки зачастую позволяют избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Таким образом, деловая игра выполняет следующие функции:

1) образовательная - обобщение и закрепление знаний по пройденным темам курса, развитие трудовых навыков;

2) развивающая - развитие логического, критического, аналитического, творческого мышления, активизация мыслительной деятельности обучающихся;

3) воспитательная - формирование устойчивого интереса к будущей профессии, профессиональной самоидентификации.

Результативность деловой игры во многом зависит от особенностей ее организации и проведения.

Структура деловой игры:

1. Тема и цель игры.

2. Проблема (ы) для рассмотрения и решения в процессе игры.

3. Сюжет (область действительности, условно воспроизводимая в игре).

4. Сценарий.

5. Правила игры.

6. Роли (распределение и принятие ролей на себя участниками).

7. Игровые действия как средство реализации ролей.

Данная структура определяет этапы проведения деловой игры: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

На данных этапах происходит:

1. Определение места проведения занятия с применением технологии деловой игры в учебном процессе.

Применение деловых игр в процессе обучения эффективней всего при завершении тем(ы) для выявления преподавателем степени освоения материала обучающимися, контроля и оценки знаний, анализа глубины понимания темы.

2. Определение темы, цели деловой игры, составление плана предстоящего занятия. При выборе темы необходимо учитывать, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

3. Разработка технологии проведения деловой игры:

Описание ситуации и проблемы, решение которой должно быть найдено в игре;

Определение этапов игры;

Определение временных рамок проведения каждого из игровых этапов и игры в целом;

Выбор критериев, определяющих завершение каждого из этапов и всей игры в целом;

Описание последовательности действий участников;

Определение порядка формирования команд игроков с распределением ролей между ними, в том числе «группы экспертов»;

В зависимости от технологии игры распределение ролей может быть как внутри команд, так и между ними.

Задача «группы экспертов» - оценить действия участников игры. «Группу экспертов» можно выбрать из числа успевающих студентов, которые могут грамотно оценить игру, и/или приглашенных лиц (сотрудники и преподаватели Университета ИТМО и других вузов, специалисты профильных организаций, эксперты в своей области);

Разработка «Карты оценивания» для работы «группы экспертов», в которой прописываются критерии оценки действий участников игры (индивидуально или команды в целом);

Возможные критерии оценки действий участников игры:

Соблюдение правил и регламента по времени;

Активность обучающихся;

Использование дополнительных материалов;

Качество и эффективность принятых решений, их аргументированность;

Взаимопомощь, уровень межличностных отношений в команде;

Достижение поставленной цели(ей) игры;

Решение проблемы.

Каждый критерий оценивается либо по баллам (к примеру, от 1 до 5), либо по факту выполнения («+» или «-»). Необходимо определить порядок подведения итогов игры на основании заполненных «Карт оценивания».

Выбор формата взаимодействия участников;

Определение системы мотивации участников (система штрафов и поощрений);

Подготовка материального обеспечения (программные и технические средства), выбор аудитории для проведения занятия;

Определение способа оценки результатов игры.

4. Сообщение обучающимся темы и цели деловой игры.

5. Информирование обучающихся о технологии проведения деловой игры и правилах ее проведения.

Правила проведения деловой игры:

Принимать активное участие в ходе игры;

Внутри команды учитывать мнение и позицию каждого игрока;

Соблюдать культуру общения и тактичность;

Не изменять ход игры;

Придерживаться технологии проведения игры.

6. Формирование состава команд, распределение ролей.

7. Знакомство обучающихся со спецификой ролей, акцентируя внимание на том, что каждый должен точно следовать своей роли.

Способы представления ролей игрокам:

Словесное описание в свободной форме возможных действий, прав и обязанностей игроков;

В табличной форме перечень действий и их результатов;

В графической форме алгоритмическое представление поведения игроков, соответствующее конкретной профессиональной деятельности и ее результатам.

8. Мотивация обучающихся к активному участию в игре.

9. Самостоятельная подготовка обучающихся к игре в рамках своей роли (при необходимости).

ОСНОВНОЙ ЭТАП

На данном этапе происходит реализация деловой игры. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Перед началом преподаватель еще раз акцентирует внимание обучающихся на правилах проведения деловой игры.

2. Обучающиеся играют свою роль, корректируют свои действия в ответ на действия других участников в ходе игры, предоставляют решение проблемы.

3. Преподаватель (ведущий игры) при необходимости озвучивает дополнительные задания и вопросы, а также анализирует, оценивает, корректирует действия участников, если их действия не соответствуют целям и сценарию игры, при этом не помогая им принимать решения.

4. «Группа экспертов» следит за ходом игры, по завершению которой оценивают эффективность проделанной работы, достижение поставленных целей и задач, а также решение проблемы. Заполняют «Карту оценивания» на команду или на каждого игрока.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

На данном этапе происходит завершение игры и подведение итогов. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Упорядочение, систематизация, оценка и анализ полученных решений совместно с обучающимися.

2. Сопоставление целей игры с полученными образовательными результатами.

3. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы, осуществление контроля знаний, умений обучающихся по теме игры, в том числе учитывая результаты, полученные от «Группы экспертов».

4. Самооценка обучающихся об участии в игре, анализ приобретенных профессиональных знаний и умений, развития личностных качеств.

5. Самооценка преподавателя о проведении игры, достижении поставленных целей обучения.

Дополнительные источники информации:

1. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/под общ. ред. В.С. Кукушина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. - 333 с.

2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010.

Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические).

В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов.

Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? За основу можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать:

1. Эффективность сформированного участниками игры решения . При этом принимается во внимание:

представление решений к заданному сроку (при соблюдении сроков участник получает, скажем, 10 баллов, а за каждые 3 минуты просрочки с суммы поощрения снимается по баллу);

наличие в принятых игровыми группами решениях элементов новизны, оригинальности, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью;

учет ограничений, оговоренных при описании объекта игрового моделирования;

рациональность принятого решения;

наличие и количество ошибок в решении. Конечно же, перечни возможных ошибок и цены соответствующих штрафов могут существенно отличаться в разных деловых играх, так как определяются спецификой и целью их проведения;

корректировка решений игровыми группами до начала их обсуждения, доработки, исправления ошибок по указанию руководителя игры;

техническая грамотность оформления решений.

2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр. Здесь, как считают авторы методики, целесообразно оценивать:

количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами;

аргументированность при защите собственных решений;

«займы», то есть обращения к другим игровым группам за дополнительной информацией, а также аналогичную «помощь» другим группам по их запросам;

согласование обобщенного (итогового) решения;

итоги соревновательной деятельности одноименных расчетов (или отдельных участников, выступающих в одинаковых ролях).


3. Взаимодействие участников внутри игровых групп . Платонов и Подиновский отмечают следующие формы внутригруппового взаимодействия, подлежащие оцениванию:

«внутренние» поощрения, то есть уже упоминавшиеся поощрения участников групп за предложение различных решений;

различные виды «внутренних» займов (в пределах одной игровой группы) техники, материальных средств и личного состава;

начисление премий и штрафов соответственно за выполнение к заданному сроку (досрочно) и невыполнение запланированных работ также в пределах одной игровой группы;

взаимодействие звеньев игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении.

4. Личностные качества участников деловых игр. Проанализировав известные им деловые игры, авторы данной системы оценивания пришли к выводу, что более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников:

эрудированность и принципиальность;

умение аргументировать и отстаивать свои решения;

умение использовать необходимую научную литературу, справочные материалы и нормативные документы;

склонность к риску;

честность, добросовестность, инициативность и исполнительность.

При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать также культуру речи, коммуникабельности соблюдение речевого этикета. Кроме того, из приведенных выше аспектов следует выбирать лишь те, которые могут проявиться в конкретной деловой игре наиболее ярко.

Сопровождение деловой игры

Под сопровождением деловой игры в данном случае понимаются пакет документации, методические разработки, технические средства, компьютерная техника и т.д., без чего эффективность игры будет неполной, а в ряде случаев игра вообще может не состояться.

При оценке ответов на вопросы для кейс-задания и деловой игры учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.

Тестовые задания для промежуточного и текущего контроля успеваемости студентов Тест для проверки итоговых знаний

Вопросы № 1, 2, 11, 13, 17, 20, 23, 24, 32, 34. Уровень сложности - легкий (1 балл).

Вопросы № 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 26, 29, 31, 35 -40 . Уровень сложности - средний (2 балла).

Вопросы № 3, 4, 5, 7, 10, 25, 27, 28, 30, 33 . Уровень сложности - сложный (3 балла).

1. Обмен информацией между людьми – это

А) коммуникативная сторона общения,

Б) интерактивная сторона общения,

В) перцептивная сторона общения

2. К невербальной коммуникации НЕ относится:

А) жесты, мимика, позы,

В) прикосновения, пожатие руки, объятия

3. Механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит

способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению – это

А) эмпатия,

Б) рефлексия,

В) идентификация

4. Термин “коммуникация” появился в научной литературе

А) в начале ХХ в.,

Б) в начале XXI в.,

В) в конце XIX в.

5. Член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий

посредником между средствами массовой информации и коммуникантом:

А) менеджер по связям с общественностью,

Б) Лидер мнений (ключевой коммуникатор),

В) Имиджмейкер

6. Вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником – это является целью:

А) убеждающей коммуникации,

Б) экспрессивней коммуникации,

В) познавательней коммуникации

7. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения – это цель:

А) ритуальной коммуникации,

Б) экспрессивной коммуникации,

В) суггестивной коммуникации

8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко:

А) фонетический барьер,

Б) логический барьер,

В) семантический барьер

9. Осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении:

А) активное рефлексивное слушание,

Б) нерефлексивное слушание,

В) эмпатическое слушание

10. Кто является основоположником «теории ролей»?

А) Э.Берн,

Б) А.Адлер,

В) Г.Блумер

11. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего:

А) эпидейктическая

Б) информационная

В) агитационная

12. Языковая игра – это...

А) намеренное нарушение норм речевого поведения,

Б) названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие)

воспроизводят в своей речи,

В) тексты, содержащие цитаты

13. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению:

А) закрытая поза, суженые зрачки глаз,

Б) открытая поза, поворот тела и носка ноги в вашем направлении,

В) поворот тела и носка ноги в сторону от вас

14. Приятие личности собеседника, проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков – одна из установок … тактики общения:

А) директивной,

Б) понимающей,

В) принижающе - уступчивой

15. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:

А) намерение, цель,

В) контекст

16. Интерактивная сторона общения состоит:

А) в обмене информацией между людьми,

Б) в организации взаимодействия между людьми,

В) включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению

17. Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются

А) деструкцией,

Б) диссонансом,

В) шумом,

Г) дисгармонией

18. Создатель сообщений - это

А) получатель,

Б) источник,

19. Стиль коммуникаций основанный на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий

А) обвинительный стиль;

Б) директивный стиль;

В) стиль разрешения проблем

20. Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям:

А) интимная,

Б) социальная,

В) личная

21. Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию - это

А) коммуникация,

Б) конфликт,

В) лекция

22. Какого барьера непонимания НЕ хватает в списке: фонетическое непонимание,

семантическое непонимание, стилистическое непонимание…

а) логический барьер

б) психологический барьер

в) физический барьер

23. Передача конкретных способов деятельности – это функция деловой коммуникации:

А) интегративная,

Б) трансляционная,

В) самопрезентация

24. Наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества – это основная задача:

А) самопрезентации,

Б) социализации,

В) социального контроля

25.Специфической особенностью делового общения является… А) неограниченность во времени, Б) регламентированность, В) отсутствие норм и правил, Г) разговор по душам

26. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес

27. Письменные виды делового общения –это… А) отчет, справка, Б) докладная, акт, В) объяснительные записки, Г) многочисленные служебные документы

28. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях: А) руководителю организации, Б) заместителю руководителя организации, В) руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, Г) в отдел кадров организации

29. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»: А) письмо-сообщение Б) письмо-извещение В) письмо-отказ

30. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес… Г) В соответствии с Вашим письмом

31. На каких служебных письмах ставится печать: А) сопроводительных, Б) письмах-запросах, В) гарантийных письмах, Г) информационных, Д) на всех служебных письмах

32. С какой целью в письме указывают фамилию и телефон исполнителя: А) для оперативной связи, Б) для придания документу юридической силы

33. Исходящий номер служебного письма – это: А) регистрационный номер, проставляемый адресатом, Б) регистрационный номер, проставляемый автором письма

34.С каким падежом употребляется производный предлог согласно :

А) с дательным,

Б) родительным,

В) винительным,

Г) предложным.

35. Главное требование культуры общения по телефону – это… А) краткость (лаконичность) изложения, Б) длительность общения, В) четкость изложения, Г) жесткость в разговоре

36. Первым этапом переговорного процесса может быть… А) ультиматум, Б) ознакомительная встреча (деловая беседа), В) обсуждение претензий, Г) встреча экспертов

37. Профессиональное общение руководителя зависит от… А) характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными,

Б) установок и ценностей руководителя, В) характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами, Г) все ответы верны

38. Деловые беседы в области управленческой деятельности представляют собой целенаправленную коммуникацию…

А) с заранее планируемым эффектом и результатом, Б) происходящую случайно с непланируемым заранее эффектом и результатом, В) носящую информативный характер

39. Деловая беседа… А) характеризуется частым переходом от одной темы к другой,

Б) направлена на решение определенных производственных задач и проблем, В) позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их, Г) отличается разнообразием обсуждаемых тем

40. Укажите правильное продолжение предложения: Следуя этим ориентирам ,

А) администрацией округа проведена определенная работа. Б) администрация округа провела определенную работу. В) была проведена определенная работа.

Система оценки: После завершения тестирования каждый обучаемый получает персональный результат.

Количество тестов – 1, время – 45 мин.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерии оценки реферата по темам 2, 3,4,5,7

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания тестов по теме 2

Критерии оценки участия в дискуссии по темам3,4,6,7



За участие в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания практического задания по теме 7

Задания для выполнения контрольной работы (очной, заочная форма обучения)

(выполняется студентом самостоятельно и предоставляется на проверку преподавателю, является допуском к экзамену)

Комплект заданий для контрольной работы по теме« Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации»

Контрольная работа состоит из трех частей: первая часть включает решение практического задания, вторая часть – выполнение тестового задания, третья часть – полный ответ на один из представленных теоретических вопросов.

Материалы контрольной работы должны содержать:

1) титульный лист;

3) практическое задание;

4) тестовое задание;

5) теоретическое задание

6) библиографический список (обязательно).



Часть 1. Практическое задание

Задание 1. На складах одной из крупных компьютерных фирм скопилось значительное количество непроданных персональных компьютеров, что отрицательно сказывалось на рентабельности производства. Руководство фирмы поставило задачу резко сократить количество непроданных компьютеров.

Аналитической группой было сгенерировано несколько альтернативных вариантов решения этой проблемы, среди которых было отобрано два основных:

1. Значительное снижение отпускной цены.

2. Обновление упаковки и заметное повышение продажной цены.

определите в общих чертах характер развития ситуации по первому и по второму сценариям. Какой сценарий развития ситуации вы считаете более предпочтительным?

Часть 2. Тестовое задание

1. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:

а) школа научного управления;

б) классическая школа или школа административного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа науки о поведении;

д) школа науки управления или количественных методов

2. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:

а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;

б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;

в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;

д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии

3. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:

а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;

в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;

д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены

4. Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:

а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;

б) антагонистические, компромиссные;

в) вертикальные, горизонтальные;

г) открытые, скрытые, потенциальные;

д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.

5. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

б) инвестиции в человеческий капитал;

в) инвестиции в новые технологии;

г) инвестиции в производство;

д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.

6. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

а) семантические;

б) коммуникативные;

в) невербальные;

г) вербальные;

д) профессиональные.

7. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

б) потребности;

в) притязания;

г) ожидания;

д) стимулы.

Часть 3. Реферат

При подготовке реферата необходимо:

Составить план, раскрывающий основное содержание темы;

Объем ответа должен быть 10-15 стр.;

Ответ должен представлять самостоятельное исследование проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОПЕРАТИВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

,

старший преподаватель кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Задача повышения профессионализма управленческих кадров, формирование их организационной культуры определяет необходимость исследований механизмов принятия решений и обучения руководителей методам оптимального выбора. Важная роль в данном процессе принадлежит методам активного обучения (МАО), среди которых центральное место занимает деловая игра (ДИ).

ДИ представляет собой средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Она имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, являясь также методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. ДИ развивает системное мышление специалиста, включая целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире. Она обучает коллективной мыслительной и практической работе , формирует умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений. Таким образом, ДИ - одна из немногих возможностей значительно повысить эффективность образовательного процесса в ВУЗе. Актуальность практического освоения ДИ базируется на необходимости перехода в самые короткие сроки на новый качественный уровень преподавания, соответствующий мировым стандартам.


Большую роль в становлении в развитии теории и практики ДИ сыграли труды, и других. Ими были разработаны принципы ДИ, выделены основные признаки данного метода обучения, описана классификация и требования к конструированию ДИ.

В частности, выделено несколько этапов конструирования ДИ, одним из которых является этап разработки системы оценивания игровой деятельности . описал требования, предъявляемые к конструированию ДИ, среди которых важное место занимает разработка критериев оптимальности игровых результатов . Важным признаком ДИ, таким образом, является наличие объективной оценки результатов игровой деятельности, которая обеспечивается четкими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам. Как отмечает, отсутствие критериев оценки является показателем того, что метод обучения не является деловой игрой, а относится к другой категории обучающих методов, например, к ролевой игре, игровому проектированию и др. . Кроме того, объективные критерии оценки результатов игры позволяют осуществлять диагностическую функцию и определять уровень оптимальности принимаемых решений каждым участником игрового процесса.

В Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь в учебном процессе по подготовке и переподготовке руководящих кадров широко используются ДИ для обучения принятию индивидуальных и групповых решений в условиях неопределенности. Однако при выборе игровой модели нами было обнаружено, что больша я часть игр, моделирующих важные социально-психологические феномены в экономических системах, не содержат в своем описании четких критериев оценок результатов. А некоторые игры оказываются чувствительными к особенностям культурно-организационной среды и менталитета определенной категории управленцев. В частности, это касается игр, разработанных в других странах. Возникла необходимость адаптировать ДИ к условиям нашей организационной среды и разработать критерии оценки результатов деятельности игроков с учетом особенностей игровой ситуации.

Для разработки критериев оценки результатов ДИ по принятию управленческих решений нами была выбрана игра «У озера», описанная в нескольких источниках . Мотивация выбора данной игры обусловлена тем, что она выкристаллизовывает многие социально-психологические феномены, свойственные экономическим системам, управляемым людьми. Она дает возможность в искусственно созданных лабораторных условиях увидеть те черты руководящей деятельности и поведения других людей, которые скрыты от человека повседневностью, многообразием ситуаций. Кроме того, она дает участникам обратную связь и возможность осознать особенности собственного поведения и поведения других людей, проявляющиеся в совместной деятельности.

Игра впервые была описана в 1991 г. , но в том варианте она была нацелена не столько на учет социально-экономических особенностей управляемых систем, сколько на обучение максимизации прибыли каждого предприятия через совместную деятельность. В 2000 г. игра была модифицирована , им были выделены психологические факторы, влияющие на результаты игры, такие как черты альтруизма, эгоизма, оперативного интеллекта, вероятностного прогнозирования и др. Игра приобрела признаки социально-психологической модели принятия управленческих решений. Важным оказалось то, что привлек внимание к психологической составляющей управляемых систем.

Краткое описание игры

Игровое действие разворачивается в некоторой хозяйственной системе, состоящей из 8-16 предприятий, расположенных на берегу озера. Изготовление продукции требует много воды, которую предприятия берут из озера. Обработанная вода сбрасывается туда же. Каждое из предприятий (в игре участвуют персонажи в количестве 8-16 человек, исполняющих роли директоров предприятий) ежемесячно принимает одно из пяти управленческих решений, соответствующих карточке определенного цвета :


- сброс неочищенных стоков (зеленая карточка);

- очистка отработанной воды (красная карточка);

- перепрофилирование предприятий (оранжевая карточка);

- применение штрафных санкций к игрокам, загрязняющим воду (фиолетовая карточка);

- премирование тех, кто очищает стоки (синяя карточка).

Игра проводится в течение 48 циклов, каждый цикл при этом символизирует один месяц работы предприятия. Таким образом, в данной модельной ситуации управленческий процесс осуществляется игроками в течение 4-х «игровых лет». Каждому решению соответствует оценка в виде прибыли или убытков, полученных в данном месяце.

Согласно модификации, цель деятельности предприятия формулируется участниками самостоятельно после получения вводной инструкции. Решения принимаются анонимно, с информированием только ведущего .

В игре предусмотрена возможность взаимодействия участников через общение на совещании. Игроки, таким образом, могут осуществлять различные стратегии: принимать решения самостоятельно или же заключать различные соглашения рекомендательного характера, которые могут нарушаться ради личной выгоды.

Разработка критериев оценки оперативного интеллекта по результатам ДИ

В более ранних публикациях не содержалось описания критериев оценки принимаемых игроками решений, обсуждение результатов игры предлагалось проводить качественно, просматривая видеосъемки совещаний. ввел количественные оценки результатов деятельности участников игры, но они были недостаточно чувствительны к изменениям в игровой ситуации и не учитывали такой показатель, как латентный период оперативного мышления .

Целью данной работы явилась разработка критериев оценки принимаемых решений участниками ДИ на основе следующих положений:

- оценка оперативного интеллекта должна опираться на критерий рациональности/иррациональности осуществляемых руководителем действий, отражающийся при достижении цели деятельности на прибыли управляемого предприятия (показателе ее жизнеспособности);

- оценка оперативного интеллекта должна опираться на критерий, отражающий степень приближения действий руководителя к «оптимальной» (авторской) модели принятия решений;

- оценка оперативного интеллекта должна включать показатель временно й продолжительности осознания руководителем объективного противоречия проблемной ситуации (латентный период оперативного мышления), т. е. момент перехода от действий, усиливающих противоречие, к действиям, устраняющим конфликт («сглаживающим») проблемной ситуации.

Для расчета критериев оценки оперативного интеллекта и подтверждения их достоверности была сформирована выборочная совокупность в объеме 471 человек (162 женщины, 309 мужчин) – руководителей различного уровня управленческой иерархии, проходивших переподготовку в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Рассчитывались следующие показатели:

1) коэффициент рациональности действий (Крац.). Он рассчитывался как отношение набранных в игре испытуемым баллов к максимальному возможному количеству баллов (1):

где

Крац – коэффициент рациональности действий, рассчитанный для конкретного участника деловой игры; прибыль – прибыль конкретного участника деловой игры; прибыль max – максимально возможная прибыль.

2) коэффициент оптимальности выборов (Копт). Он рассчитывался по абсолютному отклонению принимаемых испытуемым решений от «оптимальной» модели как, если бы данная групповая стратегия использовалась участниками с самого начала ДИ, и учитывал показатель направленности субъекта на социальное взаимодействие оптимальной степени выраженности. При расчетах учитывалось количество испытуемых в конкретной группе (2).


где

Копт – коэффициент оптимальности выборов; Ко, Со, Фо – соответственно, количество конструктивных, поощряющих и наказывающих действий в «оптимальной» модели; S К n , S З n , S С n , S Ф n – соответственно, количество конструктивных, деструктивных , поощряющих и наказывающих решений, принятых испытуемым за ДИ; S О n – количество отказов испытуемого от пользования общим ресурсом; m – количество испытуемых в группе.

3) коэффициент латентного периода оперативного мышления (Ком). Данная формула в качестве одного из показателей включала номер цикла, в котором испытуемый последний раз осуществлял деструктивные выборы (3):

где

Ком – коэффициент латентного периода оперативного мышления, рассчитанный для конкретного участника деловой игры; №Зел. - № цикла, в котором выброс в источник экологически вредных примесей осуществлялся испытуемым в последний раз; S З n – сумма деструктивных решений, принятых данным испытуемым за весь период деловой игры.

Данный коэффициент дал возможность оценить продолжительность формирования у испытуемого адекватного образа проблемной ситуации, осознания им ее противоречия и перестройки мышления на поиск нового способа действия.

Произведение всех коэффициентов дало результирующий показатель – интегративный коэффициент уровня развития оперативного интеллекта (4).

Кои = Крац* Копт* Ком

где

Кои – интегративный коэффициент оперативного интеллекта, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Крац – коэффициент рациональности действий, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Копт – коэффициент оптимальности выборов, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Ком – коэффициент оперативного мышления, рассчитанный для конкретного участника ДИ.

Достоверность рассчитанных коэффициентов определялась на основании анализа корреляционной взаимосвязи с результативностью решения испытуемыми пространственно-комбинаторных оперативных задач типа «лабиринта» (, . Решение оперативных задач традиционно применяется для определения способности испытуемых к оперативному мышлению и нахождению кратчайшего пути к цели.

Результаты корреляционного анализа позволили сделать следующие выводы:

существует общий механизм в решении различных проблемных задач, позволяющий находить наиболее короткий путь по устранению рассогласования между исходным и целевым состояниями объекта управления (p ≤0,05);

наиболее важным периодом, определяющим эффективность дальнейших действий, является начальный этап восприятия и оценки проблемной ситуации, на котором осуществляется понимание отношений между данными и искомым результатом (p ≤0,01);

одним из значимых компонентов оперативного интеллекта является способность формировать обобщающий образ объекта путем абстрагирования от конкретных действий и анализа собственных решений с точки зрения их рациональности на пути движения к цели ( p ≤0,05).

Выявлена взаимосвязь между Кои и временем решения всех оперативных задач (p ≤0,05). Данная взаимосвязь подтверждает, что рассчитанный нами интегративный коэффициент оценки уровня оперативного интеллекта может быть признан как достоверный, позволяющий диагностировать способность субъекта находить оптимальное решение в проблемной ситуации.

Оценочные шкалы разработаны на основе стандартизации первичных оценок с помощью процедуры нормирования (таблица).

Таблица - Уровни оперативного интеллекта

Диапазоны значений

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Крац

≤ 0,14

0,15 – 0,35

0,36 – 0,56

0,57 – 0,77

≥ 0 ,78

Ком

≤ 0,18

0,19 – 0,38

0,39 – 0,58

0,59 – 0,77

≥ 0 ,78

Копт

≤ 0,6

0,61 – 0,75

0,76 – 0,87

0,88 – 0,95

≥ 0 ,96

Кои

≤ 0,15

0,16 – 0,36

0,37 – 0,56

0,57 – 0,75

≥ 0 ,76

Так, проведенное нами исследование позволило обогатить деловую игру как инструментарий оценки уровня оперативного интеллекта и типовых особенностей принятия каждым испытуемым управленческих решений в проблемной ситуации. Данная диагностическая процедура не является самоцелью, а лишь промежуточным этапом для оптимизации процесса обучения руководителей принятию решений и развития их оперативного интеллекта.

По итогам исследования разработана компьютерная версия ДИ «У озера», сохранившая все достоинства оригинальной версии, но сокращающая время обработки ее результатов. Благодаря этому, каждый участник игры получает на экран монитора показатели, характеризующие степень оптимальности осуществляемых им действий. Разработан также алгоритм, позволяющий определять для каждого слушателя по сочетанию рассчитанных коэффициентов тип предпочитаемой им стратегии принятия управленческих решений и выявлять факторы, затрудняющие для него процесс формирования адекватного образа объекта и препятствующие информационной оперативности.

Человек, живущий в современном мире, включен в сложные динамические системы, обладающие такими признаками, как изменчивость и неопределенность. В таких условиях ему приходится принимать решения, которые часто бывают интуитивными, с опорой на шаблоны. Иногда решения принимаются методом «проб и ошибок», что нередко еще больше усугубляет ситуацию. Принятие управленческого решения является важным умением, которое формируется при обучении. Одним из основных методов обучения и формирования данного навыка является ДИ. Однако ДИ позволяет не только осуществлять обучающую функцию, но также и диагностическую, а, в некоторой степени, и прогностическую. Для этого она должна опираться на четкую и обоснованную систему оценок игровых результатов.

Итогом данного исследования явились разработанные критерии оценки уровня оперативного интеллекта по результатам ДИ «У озера», которые могут применяться для диагностики способности руководителей к оперативному принятию оптимальных решений в условиях неопределенности.

Список использованных источников

1 Галлямов, игры – эффективный инструмент активного обучения / . - Владивосток, 19с.

2 Завалишина, -генетический анализ оперативного мышления: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / . – М.: 1985. – 397 с.

3 Кремень, М. А. К вопросу определения понятия «оперативный интеллект» / // Адукацыя i выхаванне. – 2006. - № 8. – С. 47-49.

4 Кремень, активного обучения: учеб. пособие / , . – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2000. – 133 с.

5 Кремень, управленческих решений в ситуации неопределенности (деловая игра): учеб.-методическое пособие / , . – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 35 с.

6 Платов, игры: разработка, организация, проведение / . – Новосибирск, 1991г. – 192 с.

7 Платов, управленческие технологии / . – М.: Дело, 2006. – 384 с.

8 Пушкин, мышление в больших системах / . М.: Энергия, 1965. 375 с.

error: Content is protected !!