Стандарты используемые в практике уч терапевта. Функциональные обязанности врача общей практики (семейного врача). Врача общей практики

Должностная инструкция врача-терапевта

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Врач-терапевт относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность врача-терапевта принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификат специалиста по специальности "Терапия", без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Врач-терапевт должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

Основные положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законодательства об обязательном медицинском страховании, о территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней);

Принципы организации терапевтической помощи в Российской Федерации, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

Вопросы связи заболевания с профессией;

Иметь представление об основаниях для привлечения врача к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной);

Основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

Основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс;

Возможные типы их нарушений и принципы лечения;

Систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;

Клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;

Основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;

Основы иммунобиологии и реактивности организма;

Организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;

Основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

Организацию мониторинга побочных и нежелательных эффектов лекарственных средств, случаев отсутствия терапевтического эффекта в Российской Федерации;

Основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;

Противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

Вопросы медико-социальной экспертизы при внутренних болезнях;

Вопросы организации диспансерного наблюдения за здоровыми и больными;

Вопросы профилактики;

Формы и методы санитарно-просветительной работы;

Принципы организации медицинской службы гражданской обороны.

2. Должностные обязанности

Врач-терапевт:

2.1. Получает информацию о заболевании.

2.2. Применяет объективные методы обследования больного.

2.3. Выявляет общие и специфические признаки заболевания.

2.4. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.5. Определяет показания для госпитализации и организует ее.

2.6. Проводит дифференциальную диагностику.

2.7. Обосновывает клинический диагноз, план и тактику ведения больного.

2.8. Определяет степень нарушения гомеостаза и выполняет все мероприятия по его нормализации.

2.9. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.10. Выявляет факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

2.11. Осуществляет первичную профилактику в группах высокого риска.

2.12. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу.

2.13. Проводит необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания.

2.14. Проводит диспансеризацию здоровых и больных.

2.15. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного или профессионального заболевания.

2.16. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.

2.17. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.18. Систематически повышает свою квалификацию.

2.19. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Врач-терапевт имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Врач-терапевт несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;

Осуществляет санитарно-гигиеническое образование; консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

Осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп;

Направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

Организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

Осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке;

Организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

Выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

Имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи;

Организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

Руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);

Ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.

Создание общеврачебных практик осуществляется на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В поликлиниках и амбулаториях для взрослых необходимо постепенно вместо участковых терапевтов вводить общеврачебную практику, финансируемую из средств муниципального бюджета. Особенно востребована организация работы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики на селе.

В городской местности предпочтительнее организовывать групповые общеврачебные практики, в отдельных случаях, особенно в отдаленных микрорайонах, следует организовывать индивидуальные общеврачебные практики, как дополнительные структуры к имеющейся амбулаторной сети. В центры общей врачебной практики целесообразно включать социального работника, психолога и др.

Опыт работы врачей общей практики показывает, что они берут на себя более трети посещений к врачам специалистам, соответственно уменьшая число направлений на консультации и повышая удовлетворенность пациентов в отдельных видах специализированной помощи.

В условиях внедрения общей врачебной практики (семейной медицины) необходима активизация и изменение роли медсестры. Будучи непосредственным помощником ВОП (семейного врача) в деле профилактики, реабилитации и лечения членов семьи, медицинская сестра вместе с тем выполняет большую самостоятельную работу. Основное место в деятельности медицинской сестры занимает патронажная работа, главной целью которой является выполнение назначений врача, наблюдение за приоритетными семьями, выявление семей с социально-гигиеническими проблемами, своевременное информирование врача. Патронажные посещения, поквартирные обходы, личные общения с жителями участка, членами семей и в кругу семьи - это проверенная практикой форма организации работы, которая должна составить основу работы медицинской сестры общей практики.

Патронажная работа проводится при участии врача - это является преимуществом медсестры семейного врача перед фельдшером и акушеркой в сельской местности. Фельдшер и акушерка ФАПов, в силу удаленности от сельской участковой больницы, не имеют возможности повседневного контакта с врачом. Медсестра общей практики городской поликлиники имеет возможность получать у врача советы по мере необходимости и иногда делать самостоятельные обследования. Вместе с тем она выполняет все необходимые в амбулаторных или поликлинических условиях манипуляции - инъекции, измерение артериального давления, температуры, пульса, постановка банок и др.

При патронажном посещении медсестра наблюдает больного, выясняет состояние здоровья членов семьи, проверяет правильность выполнения рекомендованного лечения, режима. Если при посещении семьи медсестра выявляет ухудшение в состоянии здоровья пациентов и систематическое невыполнение рекомендаций семьей, то она принимает соответствующие меры, приглашает пациентов к врачу общей практики или посещает семью вместе с врачом. Патронажные посещения используются для санитарно-просветительной работы в семьях, повышения санитарной культуры и санитарной грамотности населения.

Результаты патронажной работы обсуждаются с врачом. Врач просматривает записи медсестры, анализирует результаты работы и дает свои указания. Таким образом, вся профилактическая работа на участке может эффективно проводиться только путем патронажных посещений, а медицинская сестра должна рассматриваться наравне с ВОП (семейным врачом) - проводником профилактики.

Разделение всего объема патронажной работы по видам деятельности дает возможность выделить три основных направления:

Лечебная работа путем выполнения назначений ВОП на дому;

Профилактическая работа, направленная на сохранение и поддержание здоровья и профилактики заболеваний как хронически больных, лиц из групп риска, состоящих под диспансерным наблюдением, так и практически здоровых пациентов;

Санитарно-просветительная работа, дифференцированная по потребностям семьи.

Это требует от медицинской сестры глубоких знаний семьи, профилактики заболеваний, психологии пациентов, знания этических норм работы с семьей. И всегда незаменимым помощником в работе медсестры с семьей должен быть приветливый, оптимистичный тон взаимоотношений, без излишней официальности в отношениях. В то же время не допускается излишняя фамильярность, предельная вежливость и чуткость, высокая культура общения - основные требования для установления взаимных контактов. В отличие от врача медсестра имеет больше времени для детального ознакомления с состоянием пациента, условиями его жизни в семье, особенностями взаимоотношений в семье, отношения пациента к заболеванию, что составляет основу для выполнения медицинских назначений.

Поле деятельности сестры общей практики становится значительно шире, чем функциональные обязанности просто участковой терапевтической сестры. Она, работая в команде с врачом общей практики, должна быть достаточно ориентирована в основных смежных специальностях, способна оказывать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях, должна синтезировать как профилактическую, социальную, так и лечебную, а порой и психологическую помощь.

Поликлиника, постепенно трансформируясь в диагностическо-консультативные центры, концентрирует в своем составе специализированную консультативную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь, что позволяет перейти от специализированной стационарной медицинской помощи к специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. Оказание консультативно-диагностической помощи в условиях поликлиник возможно только при модернизации имеющегося лечебно-диагностического оборудования.

В структуре поликлиник развиваются службы ухода, центры медико-социальной помощи, дневные стационары и центры амбулаторной хирургии, стационар на дому, отделения и центры восстановительного лечения.

Для освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций (60% всех вызовов составляют обращения по поводу обострения хронических заболеваний) следует передать функции неотложной помощи в амбулаторное звено и в общеврачебные практики, путем создание отделений, кабинетов неотложной помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

21 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 293н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и « » и « »).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

  • Профессиональный стандарт « »
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела »
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал »
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог »
  • Профессиональный стандарт «Провизор »
  • Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый »

Безусловно, профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» - это один из ключевых профессиональных стандартов в сфере здравоохранения, поскольку именно «на плечах» участковых врачей-терапевтов лежит значительная часть деятельности по оказанию первичной врачебной медико-санитарной помощи.

В соответствии с принятым стандартом основная цель деятельности врачей-лечебников определена как «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения». Такое определение вызывает некоторые вопросы. Так, если верить профстандарту, в основную цель деятельности врача-лечебника как раз и не входит лечение заболеваний . Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья.

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функций по оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование - «врач-терапевт участковый». Таким образом, мы можем ожидать, что обычному врачу-терапевту будет посвящен отдельный профессиональный стандарт.

Вместе с тем вызывает удивление отсутствие такого наименования должности как «врач-терапевт участковый цехового врачебного участка». Несмотря на то, что указанная должность имеет гораздо меньшее распространение, чем участковый терапевт, она предусмотрена такими нормативно-правовыми актами как квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н. Конечно, есть вероятность появления отдельного стандарта по этой должности (а надо ли?) - но до такого появления существует определённый пробел в характеристике квалификации, необходимой для выполнения функций участкового врача-терапевта цехового врачебного участка.

Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
  • высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование , в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.

Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)» , несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте .

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового ):

  • I. Высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • II. Высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием - профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
  • III. Высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием - профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.

Так, в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н отсутствуют требования к специальности «лечебное дело», что не так удивительно, потому что специальность «лечебное дело» совсем недавно (январь 2017) была добавлена в Номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н. Не стоит путать медицинские и фармацевтические специальности со специальностями образования, однако стоит отметить и то, что Минздравом и организациями ДПО уже давно смешены эти два понятия, что юридически некорректно.

Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» «врач-лечебник», - это квалификация, соответствующая специальности 31.05.01 - Лечебное дело (уровень образования - специалитет) . По крайней мере так стало с 22 мая 2017 года, до этого специальности 31.05.01 - Лечебное дело соответствовала квалификация «Врач общей практики». Квалификация «врач-терапевт» - это квалификация, соответствующая специальности 31.08.49 - Терапия (уровень образования - ординатура) .

Обращаем внимание на то, что разный уровень образования и разная квалификация никак не может подразумевать занятие одной и той же должности . По нашему мнению, позиция авторов стандарта, отождествляющая «врача-лечебника» с «врачом-терапевтом участковым» ошибочна - так как первая требует лишь высшего образования в форме специалитета, а вторая - последипломного образования (с подготовкой в интернатуре/ординатуре). Вполне логичным является то, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с последипломным образованием должен быть шире чем у только что закончившего медицинский ВУЗ специалиста. Должности и функции специалистов, имеющих уровень образования специалитет, и специалистов, имеющих уровень образования кадров высшей квалификации, не могут быть идентичными. Во-первых, это логично, а, во-вторых, это вытекает из части 9 статьи 82 Закона об образовании, в которой указано, что подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

Таким образом, по мнению Факультета Медицинского Права, необходимо выделять две должности с различными требованиями к ним и с отличающимися трудовыми функциями: «врач-лечебник» (для выпускников ВУЗов не имеющих последипломного образования в форме интернатуры/ординатуры) и «врач-терапевт участковый» (для выпускников ВУЗов с подготовкой в интернатуре/ординатуре»).

Соответственно, желательно разработать по каждой из должностей свой профстандарт или, по крайней мере, предусмотреть различия в их трудовых функциях (трудовые действия, необходимые знания и умения). Также необходимо внести изменения в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, четко определив требования к специальности «лечебное дело» .

Также мы считаем целесообразным более четкое разграничение должностей врача общей практики (семейного врача) и врача-терапевта участкового. Как уже указывалось выше, приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н предусматривает работу врача со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)» на должности врача-терапевта участкового без переподготовки . Вместе с тем, данный приказ не позволяет врачу со специальностью «терапия» без переподготовки работать на должности семейного врача. По нашему мнению, нет никаких оснований считать, что врачи, имеющие специальность «семейная медицина» владеют большим объемом знаний и умений, чем врачи со специальностью «терапия».

Учитывая указанное, нам представляется что нормы приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н требуют корректировки (или в форме создания отдельной должности для семейных врачей, работающих на участке, или в форме исключения из текста приказа норм, позволяющих семейным врачам, не проходя переподготовки, занимать должность врача-терапевта участкового). В тоже время окончательно сформулировать возможные изменения в законодательстве, касающиеся семейных врачей, станет возможным лишь после выхода профессионального стандарта «Семейный врач». Однако этот приказ требует отдельного правового анализа, что не является задачей настоящей статьи.

Требования к опыту практической работы для врача-лечебника отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-терапевта участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.

Интереснее выглядят особые условия допуска к работе , определенные в стандарте. Кроме прохождения медицинских осмотров и отсутствия ограничений на занятия профессиональной деятельностью они включают наличие сертификата специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело» .

Мы никак не можем согласиться с предложенной редакцией условий допуска к работе . И вот почему.

Свидетельство об аккредитации по специальности «Лечебное дело» будет лишь у выпускников медицинских ВУЗов с первичной аккредитацией и без последипломного образования. Однако это лишь одна из категорий лиц, которые могут занимать должность врача-лечебника (как мы уже указывали выше, целесообразно отделить эту должность от должности врача-терапевта участкового, как требующую меньшей квалификации).

Что касается врачей с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия», то у них может быть сертификат специалиста по специальности «Терапия» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Терапия». Обращаем внимание на то, что сегодняшняя редакция профессионального стандарта не предусматривает допуск к работе со свидетельством об аккредитации по специальности «Терапия» . В профессиональном стандарте упоминается сертификат по специальности «Терапия», но не свидетельство об аккредитации.

Профстандарт также полностью игнорирует условия допуска к работе с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (работа врачей такой специальности на должности врача-терапевта участкового предусмотрена приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н). Такие врачи, в соответствии с требованиями ст. 69, 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, должны иметь сертификат специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» .

Из других характеристик трудовой функции врача-лечебника в профессиональном стандарте выделено:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • соблюдение Клятвы врача;
  • соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами;
  • знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации;
  • профессиональное развитие специалиста (включая дополнительное профессиональное образование).

Указанные характеристики, по мнению Факультета Медицинского Права, также нуждаются в определенной корректировке. Так, например, не совсем ясно, зачем соблюдение врачебной тайны понадобилось выделять отдельно, если такое соблюдение предусмотрено федеральным законодательством, Клятвой врача и принципами медицинской этики, о необходимости соблюдения которых указывается ниже.

Также, исходя из формулировок профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц - врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком .

Вопросы вызывает и включение в профессиональный стандарт знание законодательства в сфере охраны здоровья, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования и даже трудового законодательства Российской Федерации. Факультет Медицинского Права всегда выступал за повышение правовой грамотности медицинских работников и подчеркивал необходимость обучения врачей основам медицинского права.

Вместе с тем, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) , утвержденном приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 95 отсутствуют какие-либо компетенции, относящиеся к знанию медицинского, и тем более - страхового и трудового законодательства . На практике также в большинстве случаев, в процессе обучения по направлению «Лечебное дело», студенты ознакамливаются лишь с основами правоведения (пусть и с учетом медицинской специфики). Аналогичным образом дело состоит со специалитетом по специальности «Педиатрия».

Очевидно, авторы профстандарта ориентировались на Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н. Действительно, в соответствии с ним, терапевт должен знать законодательство РФ в сфере здравоохранения, медицинского образования и регулирования трудовых правоотношений. Однако остается непонятным каким именно образом врач-терапевт будет получать эти знания, если обучения им в образовательных стандартах не предусмотрено. По мнению Факультета Медицинского Права, необходимо обеспечить согласованность профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта в части обучения будущих врачей медицинскому праву. Наиболее оптимальным способом обеспечения такого соответствия будет внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт с последующей корректировкой учебных программ и планов (включению в них дисциплины «Медицинское право», предусматривающей изучение законодательства, знание которого предусматривается профстандартом).

Что касается профессионального обучения специалистов, то продолжаем придерживаться мнения (которое было подробно изложено в статье « ») о том, что профессиональное обучение медицинских работников (включая повышение квалификации) должно входить в раздел «Требования к образованию и обучению», а не в «Другие характеристики».

К трудовым функциям врача-лечебника, профессиональный стандарт относит:

  • оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах;
  • проведение обследования пациента с целью установления диагноза;
  • назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;
  • реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность;
  • проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения
  • ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала.

Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.

Для нескольких функций в качестве необходимого умения врача-лечебника предусматривается проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). При этом лабораторные и инструментальные исследования, в соответствии с описанием необходимых умений и трудовых действий, врачом лечебником не проводятся: его действия ограничиваются определением объема и составлением плана лабораторных/инструментальным исследований и направлением на такие исследования. На практике участковый терапевт самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований - таких как антропометрия, термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. Однако в профессиональном стандарте это не отражено.

Также в профстандарте не отражена одна из важнейших, на наш взгляд, функций врача-терапевта - выписывание лекарственных препаратов. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н, «выписывание» и «назначение не являются синонимами (ряд норм упомянутого порядка касаются исключительно выписывания, в то время как ряд других - исключительно назначения). Исходя из норм профессионального-стандарта, врач-лечебник может только назначать препараты, но не выписывать рецепты на них.

С правовой точки зрения некорректно относить к трудовым действиям участкового врача оценку эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов. Безусловно, в соответствии с частью 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник обязан сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах. Однако оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов относится к фармаконадзору. В частности, составление отчетов по безопасности лекарственного препарата для медицинского применения (далее - периодический отчет), содержащих информацию по безопасности конкретного лекарственного препарата, которые содержат обоснованную оценку ожидаемой пользы и возможного риска применения относится к компетенции Росздравнадзора, а не отдельных врачей-терапевтов. С учетом изложенного выше данную функцию врача-лечебника лучше сформулировать как «мониторинг безопасности и эффективности проводимого лечения».

Также следует обратить внимание на то, что на участкового терапевта профстандартом возложены такие трудовые действия как «организация и проведение медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами». Возложение обязанности организации медосмотров на врача не соответствует статье 212 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров , обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров , обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Учитывая приведенные нормы трудового законодательства, целесообразно формулировать в профстандарте трудовые действия врача как «содействие в организации и непосредственное проведение медицинских осмотров ».

Недочеты, связанные с описанием трудовых функций врача-лечебника, не ограничиваются исключительно рассмотренным выше - приведены лишь наиболее яркие примеры. На наш взгляд, трудовые функции участкового терапевта необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая положение об организации деятельности, порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Так, в качестве примера можно привести Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового, утвержденное приказом Минздрава РФ от 7 декабря 2005 г. № 765. Согласно п. 6 этого Положения врач-терапевт участковый формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, но об этой функции не упоминается в профстандарте. В этом же пункте Положения на врача-терапевта возложена обязанность по организации и проведению школ здоровья, которая опять же отсутствует в профстандарте. Мы полагаем, что существует необходимость добиться гармонизации норм профессионального стандарта с иными правовыми актами в области медицины - внеся изменения либо в профстандарт, либо в несоответствующие ему нормативно-правовые акты.

На год без обзора НПА *

Оформить

На год с обзором НПА *

Оформить

На месяц без обзора НПА *

Пробная подписка Попробовать

Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Врача общей практики

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность врача общей практики [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Медицинская организация).

1.2. Врач общей практики назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Врач общей практики относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Врач общей практики подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.

1.5. На должность врача общей практики назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (ординатура) по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Педиатрия» или «Терапия», сертификат специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Врач общей практики отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Врач общей практики должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
  • теоретические основы по избранной специальности;
  • профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов, принципы и методы профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний;
  • реабилитации пациентов;
  • демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного контингента;
  • вопросы организации медико-социальной экспертизы;
  • основы диетического питания и диетотерапии;
  • о территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, представляемой за счет средств бюджетов всех уровней);
  • порядок направления больных на санаторно-курортное лечение;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

1.8. Врач общей практики в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия врача общей практики его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Врач общей практики обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет амбулаторный прием и посещения на дому, оказывает неотложную помощь, проводит комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействует в решении медико-социальных проблем семьи.

2.2. Оказывает непрерывную первичную медико-санитарную помощь пациенту вне зависимости от его возраста, пола и характера заболевания.

2.3. Проводит осмотр и оценивает данные физического исследования пациента.

2.4. Составляет план лабораторного, инструментального обследования.

2.5. Интерпретирует результаты лабораторных анализов; лучевых, электрофизиологических и других методов исследования.

2.6. Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях.

2.7. Оказывает: акушерскую помощь, помощь детям и пациентам с профессиональными заболеваниями, медицинскую помощь при острых и неотложных состояниях организма, требующих проведение реанимационных мероприятий, интенсивной терапии.

2.8. Проводит анализ состояния здоровья прикрепленного контингента, профилактику заболеваний, мероприятия по укреплению здоровья населения, включая формирование здорового образа жизни, сокращение потребления алкоголя и табака, ведет учетно-отчетную медицинскую документацию.

2.9. Осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп.

2.10. Направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям.

2.11. Организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому.

2.12. Осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке.

2.13. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке.

2.14. Выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

2.15. Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями.

2.16. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала.

2.17. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

2.18. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания.

2.19. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу.

В случае служебной необходимости врач общей практики может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Врач общей практики имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности врача общей практики, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции врача общей практики.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Врач общей практики несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы врача общей практики осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы врача общей практики является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы врача общей практики определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

6. Право подписи

6.1. Врачу общей практики для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Общие положения

1.1. Настоящая определяет функциональные , права и ответственность врача общей практики [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Медицинская организация).

1.2. Врач общей практики назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Врач общей практики относится к категории и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Врач общей практики подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.

1.5. На должность врача общей практики назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (ординатура) по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Педиатрия» или «Терапия», сертификат специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Врач общей практики отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Врач общей практики должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
  • теоретические основы по избранной специальности;
  • профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов, принципы и методы профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний;
  • реабилитации пациентов;
  • демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного контингента;
  • вопросы организации медико-социальной экспертизы;
  • основы диетического питания и диетотерапии;
  • о территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, представляемой за счет средств бюджетов всех уровней);
  • порядок направления больных на санаторно-курортное лечение;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

1.8. Врач общей практики в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей .

1.9. В период временного отсутствия врача общей практики его возлагаются на [наименование должности ].

Должностные обязанности

Врач общей практики обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет амбулаторный прием и посещения на дому, оказывает неотложную помощь, проводит комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействует в решении медико-социальных проблем семьи.

2.2. Оказывает непрерывную первичную медико-санитарную помощь пациенту вне зависимости от его возраста, пола и характера заболевания.

2.3. Проводит осмотр и оценивает данные физического исследования пациента.

2.4. Составляет план лабораторного, инструментального обследования.

2.5. Интерпретирует результаты лабораторных анализов; лучевых, электрофизиологических и других методов исследования.

2.6. Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях.

2.7. Оказывает: акушерскую помощь, помощь детям и пациентам с профессиональными заболеваниями, медицинскую помощь при острых и неотложных состояниях организма, требующих проведение реанимационных мероприятий, интенсивной терапии.

2.8. Проводит анализ состояния здоровья прикрепленного контингента, профилактику заболеваний, мероприятия по укреплению здоровья населения, включая формирование здорового образа жизни, сокращение потребления алкоголя и табака, ведет учетно-отчетную медицинскую документацию.

2.9. Осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп.

2.10. Направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям.

2.11. Организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому.

2.12. Осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке.

2.13. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке.

2.14. Выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

2.15. Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями.

2.16. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала.

2.17. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

2.18. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания.

2.19. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу.

В случае служебной необходимости врач общей практики может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Права

Врач общей практики имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности врача общей практики, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции врача общей практики.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

Ответственность и оценка деятельности

4.1. Врач общей практики несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы врача общей практики осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы врача общей практики является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

Условия работы

5.1. Режим работы врача общей практики определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

Право подписи

6.1. Врачу общей практики для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей .

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Скачать должностную инструкцию:

Общий каталог всех тут:

Общий каталог описания должностей тут:

Это современное в Москве по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше по подбору персонала окажет услуги по необходимого Вам персонала. Ищем и подбираем , бухгалтеров, врачей, стилистов, ...
Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на . На странице " " Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога , прочитать какая должна быть и скачать базовые варианты ДИ.
Если Вам интересен запрос , то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем ! Осуществим и для Вас в сжаты сроки.
Для Вашего удобства мы создали раздел " " в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию

error: Content is protected !!