Специфика культуры казачества презентации ppt. Презентация по истории на тему "возникновение казачества". Дуван и ясырь

Казачество и его самая многочисленная и знаменитая часть - донцы - внесли в историю Русского государства много славных страниц. Мнение многих исследователей казачьей культуры о том, что казачество - это суть природные воины, практически не вызывает сомнений. Вся духовная и материальная культура донского казачества проникнута воинским делом, обычаями и традициями, связанными с войной и военной службой.Для характеристики этого уникального военного сословия можно применять словосочетание "воинская культура", по примеру культура самураев в Японии, индийских нихангов, древних спартанцев. Особенностью донского казачества была довольно высокая открытость, система вбирала в себя всё лучшее, что могло быть у врагов казаков.


Что являлось основой воинского искусства казачества?
- В фундаменте воинской культуры русского казачества лежали традиционные рукопашные военно-охотничьи состязания. Они восходили своими корнями к древней, ещё дохристианской культуре Руси, родового строя. В их основе - родовые мужские инициации (посвящения), культуры «первобытного охотника» и «всадника». К ним можно отнести борьбу «на ломка» («под пряжки»), вольную борьбу, кулачный бой (в коллективной форме или в форме поединка). Инициативные элементы сохранялись в различных играх детей, обычаях воинских лагерей для казаков и т. д.

Для примера, «борьба на ломка» - это борцовский поединок, задачей казака является при помощи борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить супротивника коснуться телом земли. В кулачном поединке целью бойца является с помощью ударов подавить сопротивление противника. В начале 20 столетия такие бои назывались «на любителя», «на круга». Поединки вели предводители ватаг («атаманы») перед коллективным кулачным боем. Они велись или до первой крови, или до момента демонстрации полного психологического и физического превосходства одного из бойцов. Удары руками были самые обыкновенные и назывались по месту попадания: «под вздых», «в ухо», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «в лоб», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и т. д. Защищались с помощью сбивов, подставок, уклонения от ударов врага. Важным показателем бойца являлось умение держать удар противника, то есть принимать удары в корпус, голову, на плечи. При нанесении ударов бойцы использовали проходы, прыжки, перехваты и захваты рук и одежды противника и пр.

Коллективные тактические умения и навыки, которые были порождены условиями степной войны (вроде лавы, карусели - группа атакует по кругу, вентеря - заманивание, увлечение противника слабой группой под удар главных сил во фланг или тыл и пр.). К этим умениям вплотную примыкали личные умения вести бой верхом холодным оружием, стрелять на скоку, джигитовать на коне и т. д.

Большое влияние на развитие воинских умений донского казачества оказала регламентация названных форм казачьими уставами, которые были созданы на основе казачьего и кавалерийского боя русской и европейских армий. В практику подготовки казаков были введены типовые элементы фехтования и рубки, которые помогали в обучении молодых казаков.

Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру - песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

В итоге складывалась уникальная воинская культура, которая воспитывала воинов с самого рождения. Казаки умели владеть конём, холодным, а затем огнестрельным оружием, знали способы выживания в лесу, лесостепи, степи, на реке и море, в экстремальных условиях, отлично владели своим телом. Обладали высокой психологической устойчивостью. Поэтому казаки проявили свои высокие боевые качества практически во всех войнах Руси-России, участвовали и в Великой Отечественной войне.


Казахское ханство Боевые порядки и тактика действий казахского войска. Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением боев.


Военное искусство Казахского ханства Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.


Тактика казахских войск Тактическое построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном из сражений с джунгарами однажды отправил вперед два отряда общей численностью в человек под начальством двух опытных батыров. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала воинов.


Кенесары Касымов Использование разведывательного отряда впоследствии получит развитие в период восстания гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы.


Облавная охота Особое место в подготовке воинов- кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте. Э. Хара-Даван отмечал, что "монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту". На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем.


Структура войск Структура боевых отрядов состояла из трех главных частей: центр и два крыла. Во время облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно- организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.


Битва в ущелье Орбулак Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства.


Родоплеменная основа Исходя из рассмотренного вопроса, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно- политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения.


Заключение Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В многоликой истории Российского государства портрет казачества, как одной из социальных групп населения страны, всегда привлекал особое внимание. Культура, традиции, обычаи казаков России самобытны и интересны, достойны того, чтобы узнать о них подробнее.

Слайд 3

ЦЕЛЬ проекта:

узнать историю и культуру казачества России.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Найти и изучить информацию об истории казачества России Изучить вооружение казаков Познакомиться с культурой, традициями, обычаями российского казачества Найти литературные, музыкальные и художественные произведения о казаках Узнать историю казаков Гречишкиных – моих далёких предков

Слайд 5

ИСТОКИ

Образованию казачества России предшествовало появление в XII- XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших посредниками между русскими и половцами.

Слайд 6

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЗАК»

С лингвистической точки зрения слово "казак" скорее всего тюркского происхождения, обозначающее вооруженного стража-охранника границы, удальца-наездника.

Слайд 7

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ

ДОНСКИЕ ТЕРСКИЕ ЯИЦКИЕ ВОЛЖСКИЕ ЗАПОРОЖСКИЕ

Слайд 8

СЛУЖИВЫЕ

Существовали в Польско-Литовском королевстве: - Кияне - Черкасы - Казаки Северского княжества, подвластные Польско-Литовскому королевству

Слайд 9

Существовали в царстве Московском: - Городовые - Рязанские - Московские - Путивльские - Белопоместные

Слайд 10

ВООРУЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

  • Слайд 11

    ДУВАН и ЯСЫРЬ

    Дуван – военная добыча казаков «Дуван дуванить» -делить добытое добро Ясырь - пленные, которых казаки освобождали за выкуп или оставляли у себя для ведения хозяйства.

    Слайд 12

    КАЗАЧИЙ КРУГ

  • Слайд 13

    ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

  • Слайд 14

    ЖИЗНЬ И БЫТ КАЗАКОВСвадебный обряд

    Жених и невеста, согласившись на супружество, приходили вместе на собрание народа (в круг) на площадь или в становую избу. Помолясь Богу, кланялись на все стороны, и жених, назвав невесту по имени, говорил: «Ты будь мне жена». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала, также называя его по имени: «А ты будь мне муж».

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    КАЗАЧЬИ ЧУБЫ И УСЫ

    Чубы казаки носили на левую сторону, так как считалось что слева у человека чёрт, который на худое дело толкает, а справа ангел, который на добро вдохновляет. Вот казаки этим чубом как бы и смахивают чёрта. УСЫ казака – символ его СВОБОДЫ

    Слайд 19

    МНОГОЛИКИЙ МИР КАЗАЧЕСТВА

  • Слайд 20

    СТЕПАН РАЗИН

    Донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

    Слайд 21

    КОНДРАТИЙ БУЛАВИН

    Знаменитое Булавинское восстание 1707-1709 гг. началось с запрета имперского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматума - выдать с Дона беглых крепостных. Оба эти требования категорически противоречили «казацкой старине» - соль была основным доходом самостоятельного войска Донского, а беглые - основным пополнением казачьему войску.

    Слайд 22

    ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ

    Донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов.

    Слайд 23

    МАТВЕЙ ПЛАТОВ

    Русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), Участвовал во всех войнах конца XVIII - начала XIX С 1891 года атаман Донского казачьего войска. В 1805 основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. «Кто мы такие - донские казаки? Языком изъясняемся русским, веру исповедуем православную, а зовут нас русскими - обижаемся...»

    Слайд 24

    КАЗАКИ И ГЕОГРАФИЯ

  • Слайд 25

    Покорение Сибири Ермаком.Василий Суриков

  • Слайд 26

    КАЗАКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба" (1835 год) Михаил Александровия Шолохов "Тихий Дон" (1925-1940годы)

    Слайд 27

    Казачьи сказки

    являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности. -Односум, что это тебе так рожу разнесло? -Да вчера был на рыбалке – оса на губу села… -И ужалила? -Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! (сказка-диалог-анекдот)

    Слайд 28

    Казаки – известные острословы. «Слово – тот груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Атаманам пышки, казакам шишки Без коня казак кругом сирота. Веселы привалы, где казаки запевалы. Житие собачье, зато слава казачья. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь. Казацкому роду нема переводу. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Пели бы еще да в животе тоще.

    Слайд 29

    Песни казаков -это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние. Застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

    Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
    Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством

    Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

    Органы управления казачьим войском Большой Войсковой круг Совет Атаманов Войсковой Атаман Атаманское правление Войсковой штаб Экономический совет Совет старейшин Ревизионная комиссия Казачий круг – общее собрание казаков, которое состоялось на майдане. Майдан - большая площадь, обычно перед церковью Атаман – главный в казачестве. Есаул – помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года.)

    В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть - это означает, что казак готов защищать честь России.

    Традиции казаков Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей. Детям, тем, кто баловался Мог и посторонний казак надрать уши.

    Оружие казаков

    Мужской казачий костюм

    женский казачий костюм

    Папаха – головной убор донского казака Кубанка – головной убор кубанского казака Бурка Казакин – у донских казаков Бешмет – у терских и кубанских казаков Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного, у терских – синего цвета.

    Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.

    Казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее; 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" 4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ 6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО 7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА 10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ 11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

    Спасибо за внимание!


    Существует несколько версий возникновения
    казачества. По неофициальной версии (которая
    настаивает на том, что казачество является военным
    сословием в составе России, с чем не согласно само
    казачество, считая свои корни более древними и что
    является причиной для споров уже много веков)
    первоначальной родиной казачества считается линия
    пограничных со степью русских городов-крепостей,
    шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
    переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
    черте Путивля и Переясвлава.

    Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
    на защиту мирного населения от постояных набегов
    вооружённых банд татарского происхождения. Этим
    людям, постоянно сталкивающимися в степи с
    татарскими воинами и было присвоено тюркское
    название казаки, потом распространившуюся на
    вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
    известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
    оказавших своему городу услугу в столкновении с
    татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
    всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
    артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
    (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

    Казачество обязано также своим
    возникновением имеющейся во
    время монголо-татарского ига
    «живой дани», то есть людьми,
    которых русские княжества
    поставляли в орду для пополнения
    монгольских войск. И само слово
    казак имеет тюркское
    происхождение, означающее
    лёгкую конницу. Монголы лояльно
    относились к сохранению
    поданными своих религий, в том
    числе и людьми, входившими в их
    войсковые подразделения.

    После развала единого монгольского
    государства оставшиеся и осевшие на его
    территории казаки сохранили войсковую
    организацию, но при этом оказались в полной
    независимости и от осколков былой империи,
    и от появившегося на Руси Московского
    царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
    но не были корнем возникновения войск. Сами
    казаки всегда считали себя отдельным народом
    и не признавали себя беглыми мужиками

    В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
    находились в составе сторожевой и станичной
    служб, что охраняли пограничные территории от
    разорительных набегов крымских татар и ногаев.

    Казачьи общины («войска́»)
    стали образовываться и на
    территории Московского
    царства XVI и XVII вв. из состава
    сторожевой и станичной служб,
    что охраняли пограничные
    территории от разорительных
    набегов крымских татар и
    ногаев. Однако старейшим из
    всех казачьих формирований по
    официальной версии считается
    Запорожская Сечь, основанная
    во второй половине XVI века на
    территории нынешней Украины.

    Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
    принадлежащую тогда Турции, и основала
    Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
    но была переселена на Кубань, в результате чего
    возникло Кубанское казачье войско.

    Казачьи войска принимали активное участие в
    освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
    Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
    Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
    море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
    Якутск.

    В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
    Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
    Анадыря) и открыл пролив между Азией и
    Америкой.
    В 1697-1699 сибирский казак Владимир
    Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
    Камчатку.

    Казачество на протяжении веков являлось
    универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
    говорили, что они рождались в седле. Во все времена
    они считались великолепными наездниками, не
    знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
    Военные специалисты оценивали казачью конницу как
    лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
    казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
    Семилетнюю войны, во время Итальянского и
    Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

    Особенно отличились казачьи полки в
    наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
    легендарным атаманом М. И. Платовым
    иррегулярное воинство стало одним из главных
    виновников гибели наполеоновской армии в
    России в кампании 1812, а после заграничных
    походов русской армии, по словам генерала А.
    П. Ермолова, «казаки стали удивлением
    Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
    одна русско-турецкая война 18-19 веков

    «Для того казак родится, чтоб царю на службе
    пригодиться» - гласит старинная казачья
    поговорка. Его служба по закону 1875
    продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
    возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
    на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
    запасе. На службу каждый являлся со своим
    обмундированием, снаряжением, холодным
    оружием и верховой лошадью. За подготовку и
    несение воинской службы отвечала казачья
    община

    . Главным собственником земли выступало
    государство, которое от имени императора
    отводило казачьему войску завоеванную кровью их
    предков землю на правах коллективной
    (общинной) собственности. Полученную землю
    войско, оставив часть на войсковой запас, делило
    между станицами

    . В 19 веке основным хозяйственным занятием
    казачества стало земледелие, хотя в разных
    войсках имелись свои особенности и
    предпочтения, например, интенсивное развитие
    рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
    также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
    Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
    Дону и т. д.

    Казаки нередко выступали
    против центральной власти
    (примечательна их роль в
    русской Смуте, в восстаниях
    Разина и Пугачева, возникших
    по причине постоянного
    урезания государством прав и
    свобод казачества, нарушении
    устоев и традиций), однако с
    ХХI в. до Октябрьской
    революции они в основном
    выполняли роль защитников
    Российской государственности
    и опоры царской власти.

    После революции казачьи войска были
    расформированы, так как они по большей части
    приняли сторону белого движения. В годы
    гражданской войны казачье население подверглось
    массовым репрессиям.

    Во время Второй мировой войны в составе Красной
    Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
    казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
    Донской казачий кавалерийский корпус,
    казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
    казацкие сотни и отряды ополченцев.

    2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
    й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
    Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
    остановил наступление крупных сил Вермахта,
    продвигающихся от Ростова на Краснодар.
    Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
    офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
    18 орудий и 25 минометов.

    С 1943 года происходило объединение
    казачьих кавалерийских дивизий и
    танковых частей, в связи с чем
    образовывались конномеханизированные группы. Лошади
    использовались в большей степени
    для организации быстрого
    перемещение, в бою казаки были
    задействованы в качестве пехоты. Из
    кубанских и терских казаков так же
    было сформированы пластунские
    дивизии. Из числа казачества, 262
    кавалериста получили звание Героя
    Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
    кавдивизий получили гвардейские
    звания

    С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

    В 1996-1998гг. в государственный реестр были
    внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
    казачьих общества, в том числе: Волжское,
    Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
    Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
    Кубанское войсковые казачьи общества, а также
    казачье общество «Всевеликое войско Донское».

    3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

    Согласно концепции,
    «казаки активно
    содействуют решению
    вопросов местного
    значения, исходя из
    интересов населения и
    учитывая исторические
    и местные традиции».
  • error: Content is protected !!