Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами. Документы На железных дорогах ОАО «РЖД»

Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 октября 2015 г. № 2509р
"Об утверждении Инструкции по планированию, организации и
учету перевозок грузов маршрутами"

1. В целях повышения эффективности организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО "РЖД" утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция).

2. Признать утратившей силу с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами", утвержденную ОАО "РЖД" 15 декабря 2010 г. № 119.

3. Директору ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальникам: Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок Кирилловой А.Г., Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" Шило А.Н., Департамента информатизации Павловскому А.А., железных дорог принять к руководству и исполнению Инструкцию, утвержденную настоящим распоряжением.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"

А.А. Краснощек

Инструкция
по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами

Предисловие

"Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями:

- "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 10Ц (с учетом правок Приказа Минтранса России от 10 июня 2009 г. № 94 и Приказа Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258);

Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (статья 8, статья 16);

Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (статья 11, статья 13);

- "Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом" ("Об утверждении правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" от 18.06.2003 № 44, "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 27, "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 39, "Об утверждении правил перевозок грузов группами вагонов по одной накладной" от 18.06.2003 № 32; "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 16.06.2003 № 21);

3. Организация маршрутных перевозок

3.1. Общие положения

Центральная дирекция управления движением разрабатывает порядок формирования станционных маршрутов по указанным в уведомлении условиям и телеграфным указанием Директора ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальника Центральной дирекции управления движением доводит его до сведения причастных дорог;

Центральная дирекция управления движением вправе прекратить формирование станционных маршрутов, в случае наступления обстоятельств, когда утрачивается техническая и технологическая возможность формирования поезда по согласованным условиям.

3.3.2. В случае принятия решения о прекращении формирования маршрутов, организованных перевозчиком по договору:

Центральная дирекция управления движением в течение 24 часов письменно уведомляет Центр фирменного транспортного обслуживания со ссылкой на пункт договора, заключенного с заявителем, содержащий соответствующее основание такого прекращения;

Центр фирменного транспортного обслуживания на основании полученной от Центральной дирекции управления движением информации осуществляет действия по расторжению заключенного с заявителем договора в установленном в нем порядке.

3.3.3. Договор с заявителем на формирование станционного маршрута по признакам, не предусмотренным планом формирования грузовых поездов, должен предусматривать возмещение дополнительных расходов ОАО "РЖД", связанных с маневровой работой локомотива, и расходов на услуги по использованию инфраструктуры общего пользования.

4. Организация погрузки и формирования маршрутов

4.1. Грузоотправители, совместно с заявкой на перевозку грузов (ф. ГУ-12), а также отправители наряду с запросом-уведомлением на перевозку порожних собственных (арендованных) вагонов представляют заявку на перевозку отправительскими маршрутами в трех экземплярах по форме, установленной Правилами перевозки грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (см. Приложение к настоящей Инструкции).

Представление и рассмотрение перевозчиком заявок на маршрутную перевозку осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным на данных направлениях нормам веса и/или длины поезда.

Один экземпляр принятой заявки на маршрутную перевозку направляется грузоотправителю (отправителю), второй экземпляр - Начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания.

4.2. Представленные грузоотправителями (отправителями) заявки на маршрутную перевозку, территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания передаются в соответствующие региональные дирекции управления движением. Региональные дирекции управления движением проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным графиком движения поездов нормам веса и/или длины маршрутов, исключают из заявок маршруты, не соответствующие установленным нормативам и не обеспечивающие съема переработки вагонопотока, сообщают результаты рассмотрения в территориальные центры фирменного транспортного обслуживания для информирования грузоотправителей (отправителей).

4.3. В целях обеспечения формирования маршрутов с мест погрузки/выгрузки с наибольшей эффективностью, в Центральной дирекции управления движением при составлении месячных Планов маршрутных перевозок, устанавливают размеры отправительской маршрутизации по Региональным дирекциям управления движением и в целом по сети.

4.4. В соответствии с утвержденным Планом маршрутных перевозок на год и на основе принятых месячных заявок на маршрутные перевозки, Региональная дирекция управления движением совместно с территориальным центром фирменного транспортного обслуживания разрабатывают проект плана погрузки грузов маршрутами на месяц и передают его в Центральную дирекцию управления движением для согласования (Приложения 5 и 6 к настоящей Инструкции).

Календарный план погрузки маршрутов разрабатывают на месяц и корректируют по декадам с учетом вновь поступивших заявок грузоотправителей и изменений, внесенных по инициативе грузоотправителей в ранее поданные заявки.

Утвержденный календарный план объявляют станциям погрузки/выгрузки маршрутов и грузоотправителям не позднее, чем за три дня до наступления планового периода.

4.5. Региональные дирекции управления движением обеспечивают своевременную подготовку и первоочередную подачу под погрузку/выгрузку маршрутов вагонов принадлежности, указанной в заявке на маршрутную перевозку, а грузоотправители - их погрузку с преимуществом перед немаршрутной погрузкой. Подача вагонов под погрузку маршрутов на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется с учетом использования вагонов из-под выгрузки на этих путях. Грузоотправитель может заменять вагоны, поданные под погрузку маршрутов, другими вагонами соответствующего рода и принадлежности, находящимися у него под погрузкой или выгрузкой.

4.6. Для осуществления перевозки маршрутными отправками груза сера (комовая или гранулированная) в полувагонах грузоотправитель обязан обеспечить "прикрытие" вагонов, входящих в состав маршрута, от ведущего и подталкивающего локомотива в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам . В качестве "прикрытия" должны использоваться порожние собственные (арендованные) вагоны из-под неопасных грузов.

Вагоны, используемые для "прикрытия", включаются в общий вес брутто отправительского маршрута, провозная плата за перевозку вагонов прикрытия взимается без применения понижающего коэффициента к тарифам Прейскуранта № 10-01 .

4.7. Станционные (маневровые) диспетчеры и дежурные по станциям погрузки (формирования) маршрутов обязаны принять меры к тому, чтобы составы маршрутов были полновесными (полносоставными), сформированными в соответствии с ПТЭ, планом формирования грузовых поездов и требованиями настоящей Инструкции.

При этом технологические маршруты должны быть подготовлены к отправлению на установленные для них специализированные нитки графика движения поездов, остальные маршруты - на нитки графика движения, установленные в откорректированном по 3 - 6-часовым периодам сменном плане поездной работы.

4.8. При организации ступенчатого маршрута с нескольких станций поездной диспетчер в соответствии с заданием сменно-суточного плана обязан объявить станциям погрузки график подвода порожних вагонов и обеспечить своевременную уборку и продвижение по участку погруженных групп вагонов до станции формирования (объединения) ступенчатого маршрута. Если погрузка ступенчатого маршрута осуществляется на разных диспетчерских участках, согласование работы по организации формирования маршрута обеспечивает дорожный диспетчер по району управления.

4.8.1. Дежурные по станциям погрузки по прибытии поезда с группами вагонов для ступенчатого маршрута обеспечивают прицепку своих групп вагонов в соответствии со схемой формирования маршрута и с Планом маршрутных перевозок.

4.8.2. Если отдельные грузоотправители, участвующие в организации ступенчатого маршрута, не могут загрузить предусмотренное календарным планом количество вагонов, то перевозчик может накануне или в день погрузки маршрута согласовать с другими грузоотправителями погрузку недостающего количества вагонов до полного состава маршрута.

4.9. Погрузка маршрута считается необеспеченной по вине перевозчика в случаях:

а) неподачи вагонов полностью или частично под погрузку маршрута, подачи вагонов неисправных или не соответствующих по роду для погрузки данного груза (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

б) подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки, если грузоотправитель не загрузил и не сдал перевозчику маршрут до конца отчетных суток (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

в) невыполнения по вине перевозчика срока доставки собственных и арендованных вагонов, предназначенных для погрузки маршрута (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 в строке "Принадлежность" указаны признаки "С" или "А", а в графе "Примечание" указано наименование собственника (оператора) подвижного состава).

Окончание погрузки маршрута следует обеспечивать в сроки, установленные договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, в том числе в случаях подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки.

Ответственность сторон за невыполнение запланированной погрузки маршрутов регулируется действующими Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

В случае нарушения перевозчиком установленного порядка формирования отправительских маршрутов или маршрутов, организованных перевозчиком, руководитель подразделения (Начальник станции (ДС) - внеклассной, I класса, грузовой станции I - II класса; Начальник региональной дирекции управления движением - для грузовой станции III - V класса) железной дороги обязан провести разбор каждого случая нарушения организации маршрута с безусловным определением меры ответственности виновных работников. Материалы разбора сохранять в соответствии с установленным порядком делопроизводства.

4.10. Погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если:

а) маршрут, назначенный к погрузке на данные сутки и обеспеченный перевозчиком вагонами с полным сроком на погрузку, не погружен и не сдан перевозчику до конца отчетных суток (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 указана принадлежность вагонов, не находящихся в управлении перевозчика);

б) грузоотправитель отказался от согласованной погрузки;

в) маршрут или ядро маршрута передается перевозчику меньшим весом или количеством вагонов против установленной нормы или он сформирован грузоотправителем с нарушением плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;

г) передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельно стоящих групп вагонов смешанных с прицепной частью маршрута;

д) маршрут, сформированный грузоотправителем без выделения ядра и прицепной части установленным порядком;

е) вагоны под погрузку маршрута были не поданы или поданы с неполным сроком на погрузку вследствие занятости фронта погрузки или по иным зависящим от грузоотправителя причинам;

ж) оформление погрузки маршрута не было закончено до конца отчетных суток в связи с оформлением таможенных и товаросопроводительных документов.

5. Документальное оформление и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами

5.1. Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный № 4819), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. № 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный № 10971), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.02.2015 № 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный № 37721), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. № 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный № 9779).

Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.

При наличии в составе отправительского маршрута нескольких групп вагонов, перевозка каждой из которых оплачивается отдельным плательщиком, грузоотправитель обязан оформить отдельные накладные на каждую группу вагонов.

5.2. Оформление перевозки грузов отправительскими маршрутами может производиться с использованием электронной транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (далее - накладная) в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

5.3. При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, следующее на одну станцию выгрузки, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части маршрута, либо каждый одиночный вагон прицепной части маршрута.

1. Наименование заявителя.

2. Код по ОКПО.

3. Железнодорожная станция формирования поезда.

4. Место формирования поезда (на путях станции - наименование станции или сортировочной системы, на путях иных инфраструктур - наименование железнодорожной инфраструктуры или железнодорожного пути необщего пользования).

5. Железнодорожная станция назначения поезда.

6. Назначения включаемых вагонопотоков (описание области включения или диапазоны тарифных кодов станций).

7. Вес и длина поезда (унифицированная или предлагаемые значения).

8. Дополнительные признаки включения вагонов (по номенклатурным группам или точным наименованиям грузов, грузополучателям или группам грузополучателей, операторам вагонного парка, железнодорожным путям необщего пользования, отдельным маневровым районам станций назначения, категориям годности порожних вагонов под погрузку).

9. Период действия заявляемого назначения.

10. Расчетная мощность вагонопотока.

11. Признак возможности пополнения вагонами других назначений, для групповых поездов - описание включаемых поездных групп.

Подпись ________________ Дата _________

(наименование номенклатурной группы грузов, род вагона)

По железнодорожной станции ________________________________________________

(наименование станции отправления

Грузоотправитель (Отправитель) ______________________________________________

Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес _________________

___________________________________________________________________________

Дата подачи вагонов

Железнодорожная станция назначения маршрутов

Наименование инфраструктуры железнодорожной станции назначения маршрутов

Железнодорожная станция распыления

Количество

маршрутов

вагонов

(в ред. приказа Минтранса России от 10.06.2009 N 94, от 03.10.2011 № 258)

1. Настоящие Правила определяют порядок перевозок грузов и порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны) железнодорожным транспортом отправительскими маршрутами.

(абзац дан в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

В целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов и собственных породних вагонов могут осуществляться отправительскими маршрутами.

2. Под отправительским маршрутом (далее - маршрут) в настоящих Правилах понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции (далее - станция) с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

3. Маршруты могут организовываться:

прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

(в ред. Приказа Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленного веса или длины под выгрузку.
Маршрутами могут осуществляться перевозки грузов в контейнерах.

(абзац введен приказом Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

4. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 10.06.2009 № 94.

5. Вес и длина маршрутов устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляются грузоотправителю.

(в ред. приказа Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения веса поезда (пунктов перелома) в сторону уменьшения, маршруты организуются из ядра (основная часть отправительского маршрута установленного веса, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения веса поезда в пути следования) и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома веса.

Вес и длина ядра маршрута устанавливается тем же порядком, как для маршрутов в целом.

Длина маршрута или ядра маршрута, состоящего из собственных порожних вагонов, устанавливается перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляется отправителю собственных порожних вагонов.

(Абзац введен Приказом Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

6. Грузоотправители, наряду с заявкой на перевозку грузов представляют заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При перевозках собственных порожних вагонов маршрутными отправками отправитель представляет перевозчику только заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При этом в заявке в графе "наименование номенклатурной группы грузов" указывается "собственные порожние вагоны.

(в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

Представление и рассмотрение заявок грузоотправителя на перевозку грузов осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616), Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16 июня 2003 г. N 21 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4763) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 ноября 2008 г. N 195 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2008 г., регистрационный N 12936). При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов установленным нормам веса или длины маршрута.

Один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю или отправителю собственных порожних вагонов, второй экземпляр остается у перевозчика, а третий экземпляр - владельцу инфраструктуры.

7. Порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) маршрутов, их формирования до установленных веса или длины, возврата после погрузки (выгрузки) и технологические нормы на погрузку (выгрузку) таких маршрутов устанавливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4764) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 15 февраля 2008 г. N 28 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11283).

(В ред. Приказа Минтранса России от 10.06.2009 N 94)

8. Железнодорожная станция отправления маршрута в перевозочных документах на собственные порожние вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну железнодорожную станцию назначения, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут N ______ прямой", назначением на железнодорожной станции распыления или в пункты распыления - штемпелем "Отправительский маршрут N _____ с распылением на железнодорожной станции.

(Абзац дан в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 N 258)

Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах и собственных порожних вагонов, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971) и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4815) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный N 9779).

(В ред. Приказа Минтранса России от 03.10.2011 N 258)

Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.

(Абзац добавлен Приказом Минтранса России от 10.06.2009 N 94)

9. Заадресовка вагонов, прибывших в составе маршрута на станции распыления до станции назначения, находящихся в регионе действия станции распыления, производится грузоотправителями, грузополучателями, отправителями собственных грузовых вагонов либо их уполномоченными представителями в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффективным способом организации грузовых перевозок.

Маршрутизация является предметом договора на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматриваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.

Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортировочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается работа по переформированию составов, снижается себестоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, повышается конкурентоспособность производителей товаров и железнодорожного транспорта.

Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла. Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация является основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.

Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.

По назначению отправительские маршруты бывают:

  • прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);
  • в распыление — при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные ОАО РЖД пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку. При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы.


Ядро — это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.

По условиям обращения отправительские маршруты различают:

  • кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
  • кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.

Вопросы:

1. Дать характеристику отправительскому маршруту, отправительскому ступенчатому маршруту

2. Классификация маршрутов

3. Дать характеристику ядру маршрута, кольцевому маршруту с постоянным составом, кольцевому маршруту с переменным составом

4. Основные показатели маршрутизации

Литература:

1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 114, 115, 116)

Маршруты с мест погрузки, формируемые на станциях погрузки или на примыкающим к ним подъездных путях, назначением на одну станцию выгрузки или распыления делятся на отправительские и отправительские ступенчатые и технические маршруты.

Отправительский маршрут – это состав поезда установ­ленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железно­дорожном подъездном пути организации либо по договору с железной доро­гой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительский ступенчатый маршрут – формируется на нескольких или на одной станции, но на нескольких подъездных путях разными грузоотправителями в соответствии с планом формирования и ПТЭ назначением на одну станцию выгрузки или распыления.

Отправительские маршруты организуют из одно- и разнородных грузов .

По назначению маршруты подразделяются на:

- прямые (из вагонов назначением на одну станцию выгрузки, в адрес одного или нескольких грузополучателей, грузовые вагоны при этом в составе располагают отдельными группами),

- маршруты в распыление , при перевозке назначением на станции расформирования либо пункты распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

Станция погрузки маршрута в перевозочных документах на вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну станцию выгрузки, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут № ... прямой", назначением на станции распыления или в пункты распыления - штемпелем "Отправительский маршрут № .......... с распылением на станции...".

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.

При наличии на направлении следования маршрутов станций измене­ния массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в со­ставе маршрута до пунктов перелома массы.

Ядро - это основная часть отправительского маршрута установ­ленной массы, которая следует без переформирования до железно­дорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.



По условиям обращения отправительские маршруты различают: - кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;

-кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз­вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис­ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной под­готовки под нее.

Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях называют вертушками .

Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации пере­возок установлены основные показатели:

Количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру­тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;

Уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов - определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправ­ленных в маршрутах, к общему количеству загруженных ваго­нов в процентах.

- средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со­ставах и по родам грузов:

Распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль­ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);

Количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;

Средний состав маршрутов (в вагонах) - определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар­шрутов;

Выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами - отноше­ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).

Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основ­ные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.

Общие положения

    В зависимости от технической трудности локальных (ЛП) и протяженных препятствий (ПП), а также других факторов природной среды туристские маршруты классифицируются 1, 2, 3, 4, 5 и 6 категорией сложности (к.с.) в соответствии с данным разделом и разделом 2 Регламента «Классификация туристских маршрутов».

Туристские маршруты, имеющие техническую сложность, протяженность или продолжительность меньше, чем установленную для маршрутов 1 к.с., относятся к некатегорийным (н/к). Некатегорийные маршруты, у которых техническая трудность всех локальных и протяженных препятствий не выше, чем у аналогичных маршрутов, классифицированных 1 к.с., относятся к маршрутам 1, 2 или 3 степени сложности (ст.с.)

    Категория сложности маршрутов и категория трудности ЛП (ПП) определяются в соответствии с «Классификацией туристских маршрутов» (КТМ), «Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов» (далее «Перечень маршрутов»), Перечнями препятствий по видам туризма и туристским регионам, утвержденными ТССР (см. раздел 2 Регламента).

    Основными показателями, определяющими категорию сложности маршрута, являются локальные препятствия (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и факторы, характерные для отдельных дисциплин (район, суммарный перепад высот, автономность и т. п.).

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия и большее количество определяющих факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), которые определяет категорию сложности данного маршрута.

    Требования к продолжительности и протяженности категорийных маршрутов приведены в Таблице 2.

    Нормативная продолжительность похода, приведенная в Таблице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, за счет времени на их разведку и наличия других факторов. При прохождении маршрута группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению безопасности.

    Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с судьями маршрутной квалификации, протяженность может быть уменьшена, но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в Таблице 2 при превышении номинального числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности (препятствия, затрудняющие движения, занимают более 30% ее площади) измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма

Продолжительность маршрута в днях (не менее)

Протяженность маршрута в км (не менее):

Пешеходные

Спелео (количество пещер)

Парусные

Комбинированные

На средствах передвижения:

Велосипедные

Авто-мото (мотоциклетные)

Авто-мото (автомобильные)

Авто-мото (на снегоходах и пневматиках)

Конные (вьючные)

error: Content is protected !!